Челябинск+7 (351) 700-07-88
Екатеринбург+7 (343) 216-61-62
Нур-Султан+7 (717) 278-75-43
Москва+7 (495) 122-23-04
Заказать звонок
Написать нам
О маркировке товаров: последние события

О маркировке товаров: последние события

Маркировка товаров – в наше время уже незаменимый атрибут как в оптовой, так и в розничной торговле. Предлагаем читателю разобраться для чего она нужна и какова история маркировки в нашей стране, а также поделимся с Вами актуальными новостями.

Итак, в России обязательная маркировка товаров была введена в 2019 году. Это многоступенчатый процесс и к нему с каждым годом присоединяются все большее количество групп товаров. Планируется, что уже в следующем, 2024 году, единая национальная система маркировки будет распространена на все основные группы промышленности.

В декабре 2017 года Российское Правительство запустило процесс создания Единой системы сплошной маркировки прослеживаемости товаров. Данный процесс регулируют следующие законы:

1. Распоряжение Правительства от 28.12.2018 № 2963-р. Оно утверждает Концепцию создания и функционирования системы маркировки. В этом нормативной документе определены цели, задачи и принципы функционирования, описаны требования к маркировке товаров.

2. ФЗ от 25.12.2018 N 488‑ФЗ внес изменения в 381‑ФЗ о торговле и 54‑ФЗ о кассах: 

ввел понятия — «товары, подлежащие обязательной маркировке», «средства идентификации», «код маркировки», «участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке»;

определил государственную информационную систему мониторинга за оборотом маркированной продукции, порядок доступа к ней, обязанности участников оборота;

установил, что ОФД передает данные в систему маркировки

3. Распоряжение от 28.04.2018 № 791‑р утвердило: идентификацию каждого товара уникальными кодами, создание единой информационной системы для хранения данных, передаваемых всеми участниками оборота, создание Единого каталога товаров.

Самый главный вопрос: зачем вообще нужна маркировка товаров? Ну обходились же раньше без нее, вели торговлю, с чем же связно ее возникновение? Маркировка нужна, для того чтобы государство могло отследить полный цикл движения товара от производителя (или импортера) до конечного покупателя. То есть ее создание оправдано следующими целями: c рынка уйдет контрафактная продукция, перестанут существовать производители, которые укрывают доходы, а покупатель будет получать только качественные товары.


Как именно работает маркировка? Для начала сам производитель получает коды в системе маркировки и наносит их на упаковку или ярлык каждого товара, тем самым «помечая» его. Далее при продаже и отгрузке производитель отправляет дистрибьютору по электронному документообороту универсальный передаточный документ (УПД), где содержатся все коды на товары. Дистрибьютор при приеме товара сверяет данные коды на совпадение их на УПД и на самих товарах. После чего он утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО. При розничных продажах данный процесс происходит по аналогии: при продаже кассир сканирует код маркировки с товара, теперь он отображен в чеке. Оператор фискальных данных отправляет информацию о коде в систему маркировки. Код выбывает из оборота. Таким образом, контролирующие органы в любой момент времени могут установить, где именно находится определенная товарная единица, а покупатель, считав код через мобильное приложение, быстро удостоверится в легальности товара.

Ну и поговорим о системе наказаний. Что будет, если игнорировать требования по маркировке продукции? А в общем-то ничего хорошего: за продажу товаров без кодов маркировки будет взыскан штраф в размере 50 000 — 300 000 рублей с конфискацией — для юридических лиц, 5 000 — 10 000 рублей с конфискацией для должностных лиц. За преступление в особо крупных размерах и в случае сговора — сумма штрафа достигает до 1 000 000 рублей или лишение свободы до 5 лет. Также за производство, приобретение, хранение, перевозку и сбыт с поддельными кодами будет взыскан штраф до 300 000 рублей или от 3 до 6 лет лишения свободы со штрафом.

На сегодняшний день обязательной маркировке подлежат следующие перечни товаров:

  • Табак (С марта 2019)
  • Шубы (С июня 2019)
  • Обувь (С 1 июля 2020)
  • Лекарства (С 1 июля 2020)
  • Фотокамеры (С 1 октября 2020)
  • Шины (С 1 ноября 2020)
  • Духи (С 1 октября 2020)
  • Текстиль (С 1 января 2021)
  • Молочная продукция (С 1 июня 2021)
  • Упакованная вода (С 1 сентября 2021)
  • Пиво и пивные напитки
  • Эксперименты
  • БАД
  • Антисептики
  • Велосипеды
  • Медицинские изделия.

А теперь к последним новостям. Медицинские изделия, вода для детского питания, безалкогольные напитки и соки, кресла-коляски, биологически активные добавки (БАД) и антисептики подлежат в нашей стране с 1 сентября обязательной маркировке. Тем самым мы видим, что список выше пополнился еще на порядок. Утверждают, что оборудования для нанесения кодов на российском рынке предостаточно и на стоимость товаров это никак не повлияет.

Начало регистрации производителей и импортеров БАД и антисептиков в системе маркировки началась уже 1 сентября, а с 1 октября они будут уже обязаны наносить на товары коды маркировки. Начало регистрации в системе производителей и импортеров медицинских изделий и кресел-колясок также стартовало в пятницу 1 сентября, а само внедрение маркировки будет проходить поэтапно, так как объем предстоящей работы огромен. С 1 октября коды маркировки будут наносить на кресла-коляски, ортопедические изделия и рециркуляторы, а с 1 марта 2024 года - на прочие медицинские изделия.

Маркировка коснулась и безалкогольной продукции. С 1 сентября уже вовсю идет регистрация производителей и импортеров в системе «Честный знак». Здесь работа также будет проходить в несколько этапов: с 1 декабря коды маркировки наносятся на безалкогольные напитки в стекле и полимерной упаковке, с 1 марта 2024 года - на напитки в банке, в том числе алюминиевой. Исключение составляют соки, нектары, растительное молоко и компоты. На них маркировка во всех видах упаковки будет наноситься с 1 июня 2024 года, а также на другие безалкогольные напитки, за исключением стартующих с 1 декабря 2023 года и 1 марта 2024 года. Кроме того, с 1 сентября текущего года производители и импортеры воды для детского питания также обязаны наносить на товары коды маркировки.


Также еще одна интересная новость – в нашей стране может появиться маркировка фермерских продуктов. Соответствующий законопроект уже получил положительный отзыв правового управления Госдумы и осенью 2023 года может быть утвержден.

В перспективе производители такого товара получат возможность законно размещать на упаковках обозначения «фермерский продукт», а также указывать по желанию наименование региона, в котором его произвели.

Под фермерской предложили признавать сельхозпродукцию и продукцию ее первичной и последующей переработки. Речь идет в том числе о продовольственных товарах, которые произведены из дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и семян.

Интересны новости о маркировке продукции? Хотите начать поставлять свои товары на экспорт? Или наоборот импортировать грузы в Россию из разных стран? Звоните в офис Уральской внешнеторговой компании: +7 (351) 700 -01 – 04! Консультируем по множеству вопросов из мира торговли и ВЭД!


Возврат к списку