Таможенное
регулирование импорта и экспорта делится на два сегмента:
• Тарифное регулирование – основывается на введение различных ввозных и
вывозных пошлин.
• Нетарифное регулирование – всевозможные запреты, ограничения, лицензирование
и сертификация ввозимых и вывозимых товаров.
Существенным и основным рычагом регулирования, является тарифное регулирование.
Тарифные ставки входят в состав основополагающих факторов, влияющих на
стоимость товара на внутреннем рынке. Тем самым у государства появляется
возможность, не запрещая ввоз или вывоз товара, стимулировать необходимые
секторы рынка.
Тарифное регулирование импорта соевых бобов и переработанных соевых продуктов.
Сборы за таможенное оформление
• Данный вид таможенных сборов взимается за оформление таможенной документации,
необходимой для ввоза грузов на территорию РФ. Их размер составлял 0,15% от
таможенной стоимости груза, для любых видов груза. Однако, в соответствии с
постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2004г. N 863
"О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров",
расчёт сборов стал рассчитываться в зависимости от стоимости ввозимого товара:
• 500 рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых
не превышает 200 тыс. рублей включительно;
• 1 тыс. рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость
которых составляет 200 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 450 тыс.
рублей включительно;
• 2 тыс. рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость
которых составляет 450 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 1200 тыс.
рублей включительно;
• 5,5 тыс. рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость
которых составляет 1200 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 2500
тыс. рублей включительно;
• 7,5 тыс. рублей - за таможенное оформлений товаров, таможенная стоимость
которых составляет 2500 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 5000
тыс. рублей включительно;
• 20 тыс. рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость
которых составляет 5000 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 10 000
тыс. рублей включительно;
• 50 тыс. рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость
которых составляет 10 000 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 30 000
тыс. рублей включительно;
• 100 тыс. рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость
которых составляет 30 000 тыс. рублей 1 копейку и более.
• Вышеперечисленные таможенные ставки распространяются как на соевые бобы, так
и на продукты их переработки без исключения.
Ввозная таможенная пошлина
Основополагающий элемент тарифного регулирования, определяющий политику
государства в отношении ввозимых на территорию РФ товаров. По соевым бобам
дроблёным или недроблёным, а так же для посева (коды ТН ВЭД России 1201 00 100
0, 1201 00 900 0) на данный момент, в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 04 апреля 2005 г. N 178 "О неприменении ставок ввозных
таможенных пошлин в отношении соевых бобов, рыбной муки и отдельных видов
кукурузы", таможенная пошлина равна 0%. Такая процентная ставка позволяет
судить о том, что государство заинтересованно в стимулировании импорта соевых
бобов для восполнения дефицита сырья, который может возникнуть в связи с
развитием переработки сои на территории России.
По продуктам переработки ситуация другая. Пошлина на муку тонкого и грубого
помола из соевых бобов (код ТН ВЭД 1208100000) составляет 5%. На белковые
концентраты, изоляты и текстурированные белковые вещества, (код ТН ВЭД 2106 10
200 0, 2106 10 800 000, 3504 00 000 0), в том числе полученные при переработке
сои составляет 15%.
Немаловажным фактором, влияющим на размер ввозной таможенной пошлины, являются
таможенные преференции для различных стран и товаров. В соответствии с приказом
ГТК РФ от 25 декабря 2003г. N 1539 "О предоставлении тарифных
преференций" (с изменениями от 9 июня 2004г., 9 августа, 5 декабря 2005г.)
существует деление стран на несколько категорий.
А) Наиболее благоприятные страны
К странам, попавшим в список наиболее благоприятных, применяются пошлины,
указанные в сборнике тарифных ставок, утвержденных в Постановлении
правительства РФ №830 от 30 ноября 2001 года.
Б) Развивающиеся страны
В отношении данных стран используется понижающий коэффициент преференции 0,75
от таможенной ставки и распространяется на товары, входящие в специальный
перечень. Перечень товаров представлен в приказе ГТК РФ от 25 декабря 2003г. N
1539.
Надо отметить, что соевые бобы (код ТН ВЭД России 1201 00 900 0), соевая мука
(код ТН ВЭД России 1208 10 000 0) и соевый изолят (код ТН ВЭД России 3504 00
000 0) попадают в список товаров, пользующихся таможенными преференциями для
развивающихся стран.
Товары с кодами ТН ВЭД России 2106 10 200 0 и 2106 10 800 0 - текстурированные
белковые вещества, в данный список не попадают, и, соответственно, не могут
пользоваться понижающими таможенными коэффициентами.
В) Наименее развитые страны
Страны, попадающие в список наименее развитых, пользуются понижающим
коэффициентом преференции 0. Условие использование понижающего коэффициента
такое же, как и для развивающихся стран. Однако для того, что бы товар
проходил, как товар, импортируемый из наименее развитых стран, должны
выполняться условия представленные в соглашении о «Правилах определения
происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных
преференций в рамках Общей системы преференций (Москва, 12 апреля 1996г.) (с
изменениями от 7 октября 2002г.)»
• Происхождение товаров развивающихся стран, на которые распространяется
тарифный преференциальный режим
Товар считается происходящим из развивающейся страны, на которую
распространяется тарифный преференциальный режим, в следующих случаях:
а) когда он полностью произведен в данной стране;
б) когда он произведен в данной стране с использованием сырьевых материалов,
полуфабрикатов или готовых изделий, происходящих из другой страны, или товар
неизвестного происхождения при условии, что такие товары подверглись в данной
стране достаточной обработке или переработке
• Закупка
Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран,
на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются
только при условии непосредственной закупки таких товаров в этих странах и
прямой поставки их в страну, предоставляющую тарифные преференции.
Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел
его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта
предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую
распространяется тарифный преференциальный режим.
• Прямая поставка
Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся
страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в страну,
предоставившую тарифные преференции без провоза через территорию другого
государства.
Г) Неблагоприятные страны
К данной категории стран относятся страны, не попавшие в список благоприятных.
При ввозе товаров из них применяется коэффициент, повышающий существующую
тарифную ставку в два раза.
Надо отметить, что в данный список могут попадать страны, относящиеся к
наименее развитым. В том случае, если условия поставки не будут отвечать
требования, приведённых в соглашении о «Правилах определения происхождения
товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках
Общей системы преференций (Москва, 12 апреля 1996г.) (с изменениями от 7
октября 2002г.)», то в отношении этих стран, также будет применён повышающий
коэффициент 2.
НДС
Налогом на добавленную стоимость облагаются все ввозимые на территорию России
товары. НДС взимается от Таможенной стоимости товара + Таможенная пошлина, и
может составлять 10% или 18%. Перечень товаров, облагаемых налогом на
добавленную стоимость по налоговой ставке 10%, приведён в постановление
Правительства РФ от 31 декабря 2004г. N 908 "Об утверждении перечней кодов
видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на
добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" (с изменениями от
23 марта, 12 октября 2005г., 27 февраля 2006г.). Все товары, не попавшие в
данный список, облагаются налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке
18%.
По соевым бобам и переработанным продуктам из сои, ситуация следующая:
• Соевые бобы дроблёные и недроблёные (1201 00 900 0) – НДС 10%
• Соевая мука (1208 10 000 0) – НДС 10%
• Текстурированная мука (2106 10 000 0) – НДС 10%
• Белковые концентраты и текстурированные белковые вещества (2106 10 200 0,
2106 10 800 0) – НДС 18% (не указанны в ППРФ 31 декабря 2004г. N 908)
• Соевый изолят (3504 00 000 0) – НДС 18%
Нетарифное регулирование импорта соевых бобов и переработанных соевых продуктов
При ввозе продукции на территорию России необходимо получить сертификацию у
различных контролирующих органов РФ:
1. Федеральная служба по ветеринарному и фито надзору РосСельхоз надзор
МинСельхоз РФ. Проверяет ввозимый товар на наличие паразитов, вирусов и т.д. В
случае несоответствия товара необходимым нормам, может запретить его ввоз на
территорию РФ, а так же, при необходимости, объявить карантин.
2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей (Хлебная
инспекция). Занимается контролем ввозимого в Россию зерна и муки, в том числе и
соевой муки (1208 10 000 0).
3. РосПотреб надзор. Данный контролирующий орган выдаёт
Санитарно-эпидемиологическое заключение или Свидетельство о государственной
регистрации товара, ввозимого на территорию РФ в соответствии с Письмом
Федеральной таможенной службы от 8 февраля 2006г. N 01-06/3926 "О
направлении Списка товаров, на которые должны быть оформлены
санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной
регистрации при таможенном оформлении".
В данный список попадают и продукты из сои:
3.1. Соевые бобы, дробленые или недробленые, используемые для употребления в
пищу или производства пищевых продуктов (1201 00 000 0)
3.2. Белковые концентраты и текстурированные белковые вещества, в том числе из
сои (2106 00 000 0)
3.3. Изоляты (3504 00 000 0)
Контролю в обязательном порядке, независимо от кода ТН ВЭД, подлежат
генномодифицированные продукты, и товары, содержащие генномодифицированные
ингредиенты (ГМИ).
4. Сертификация РосТест. В соответствии с Письмом Федеральной таможенной службы
от 12 января 2005г. N 01-06/107 "О Списке товаров, подлежащих обязательной
сертификации" (с изменениями от 15 июня 2005г.), существует ряд товаров,
для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при
выпуске на таможенную территорию Российской Федерации.
Из продуктов глубокой переработки сои, в данный список попадают изоляты (3504
00 000 0).
Нетарифное регулирование является очень мощным рычагом управления внешней
экономической деятельности. Таможня не является напрямую контролирующим
органом, однако, если ввозимый товар не будет иметь необходимую сертификацию,
его доступ на территорию РФ будет запрещён.
Что касается ввоза или вывоза семенного материала на таможенную территорию
России, то данный процесс регулируется отдельным документом: Инструкция о ввозе
на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации
семян сортов растений и племенного материала пород животных (утв.
Минсельхозпродом РФ, ГТК РФ 8 мая 1997г. NN 12-04/5, 01-23/8667).
Тарифное регулирование экспорта соевых бобов и переработанных соевых продуктов
В экспортном регулировании существует два таможенных сбора:
• Сборы за таможенное оформление
• Экспортная пошлина
Сборы за таможенное оформление
Данный вид сборов одинаков для импорта и экспорта и подробно рассмотрен в
пункте 1.1.
Экспортная пошлина
Экспортная пошлина является основным регулирующим элементом экспортной тарифной
таможенной политики России. Была введена постановлением Правительства РФ №798
от 12 июля 1999 года. И затрагивала соевые бобы, семена раса и семена
подсолнечника. Пошлина представляет собой комбинированную ставку. В отношении
соевых бобов, дроблёных и недроблёных её размер был равен 10% от таможенной
стоимости, но не менее 20 евро за 1000 килограмм. Рассчитывается
комбинированная таможенная ставка из расчёта «Что больше».
Данная тарифная ставка была изменена Постановлением Правительства РФ от 15
марта 2001г. N 186 "О частичном изменении постановления Правительства
Российской Федерации от 12 июля 1999г. N 798". На данный момент, для
соевых бобов она составляет 20% от таможенной стоимости, но не менее 35 евро за
1000 килограмм.
Экспортная пошлина распространяется на товары, вывозимые с территории
Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном
союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29,
ст.3761). Членами «Таможенного союза» являются государства: Россия, Белоруссия,
Казахстан, Киргизия, Таджикистан.
Все остальные переработанные соевые продукты (коды ТН ВЭД России 1208 10 000 0,
2106 10 200 0, 2106 10 800 0, 3504 00 000 0) экспортной пошлиной не облагаются.
Нетарифное регулирование экспорта соевых бобов и переработанных соевых
продуктов
Лицензирование
Получение лицензии на вывоз соевых бобов, регулируется постановлением
Правительства РФ от 31 октября 1998г. N 1268 "О введении лицензирования
экспорта из Российской Федерации семян подсолнечника, рапса и соевых
бобов" (с изменениями от 22 февраля 2000г., 30 ноября 2001г.). Ниже
приводится текст данного постановления.
1. Ввести с 15 ноября 1998г. лицензирование экспорта из Российской Федерации
семян подсолнечника (код ТН ВЭД России 1206 00), рапса (код ТН ВЭД России 1205)
и соевых бобов (код ТН ВЭД России 1201 00).
2. Министерству торговли Российской Федерации осуществлять выдачу лицензий на
экспорт из Российской Федерации семян подсолнечника, рапса и соевых бобов в
соответствии с пунктом 1 настоящего постановления в автоматическом режиме (без
количественных ограничений).
3. Выдача лицензий на экспорт из Российской Федерации семян подсолнечника, рапса
и соевых бобов осуществляется Министерством торговли Российской Федерации через
своих уполномоченных в регионах на основании заявления российских экспортеров в
соответствии с Положением о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров в
Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 31 октября 1996 г. N 299 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1996, N 46, ст.5249).
4. Государственному таможенному комитету Российской Федерации:
• осуществлять таможенное оформление экспортируемых товаров, указанных в пункте
1 настоящего постановления, только при наличии у российских экспортеров
лицензий, выданных Министерством торговли Российской Федерации;
• представлять ежемесячно в Министерство торговли Российской Федерации
статистические сведения об объемах экспорта этих товаров.
Лицензирование для экспорта переработанной продукции из сои (коды ТН ВЭД России
1208 10 000 0, 2106 10 200 0, 2106 10 800 0, 3504 00 000 0) не требуется.
Федеральная служба по ветеринарному и фито надзору РосСельхоз надзор
«МинСельхоз» РФ
Руководствуясь письмом Федеральной таможенной службы от 22 апреля 2005г. N
01-06/12697 "О перечне грузов, подлежащих пограничному государственному
ветеринарному надзору " (с изменениями от 12 августа 2005г.) и письмом ГТК
РФ от 26 декабря 2001 г. N 07-21/51328 "О Номенклатуре подкарантинной
продукции, грузов и материалов" (с изменениями от 7 апреля 2003г., 22 июня
2004г.), Федеральная служба по ветеринарному и фито надзору РосСельхоз надзор МинСельхоз
РФ выдаёт разрешение на вывоз товара или необходимую постановку на карантин.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей (Хлебная
инспекция)
Контролирует качество и соответствие нормам всего вывозимого зерна и муки.