Челябинск+7 (351) 700-07-88
Екатеринбург+7 (343) 216-61-62
Нур-Султан+7 (717) 278-75-43
Москва+7 (495) 122-23-04
Заказать звонок
Написать нам
Развитие системы управления рисками на сегодня. Часть 1.

Развитие системы управления рисками на сегодня. Часть 1.

Неизбежно участникам внешнеэкономической деятельности, которые поставляют свои товары за пределы ЕАЭС, приходится сталкиваться с таможенными органами, проверками, оформлением дополнительной документации (например, грузовая таможенная декларация, инвойс, упаковочный лист и так далее). И в целом, если участник ВЭД ведет торговлю добропорядочно, то бояться ему нечего – все эти процедуры лишь «формальность». Однако, данная формальность все же тратит важный ресурс любого предпринимателя – время. И иногда потраченное время начинает стоить уже и каких-то денежных финансовых ресурсов – если, например, из-за назначенного таможенного досмотра мы не укладываемся в сроки поставки по международному контракту и вынуждены платить пени за просрочку, либо возникают дополнительные траты на упаковку товара в исходное состояние после проведения проверки лицами таможни. Чтобы автоматизировать все эти таможенные процессы и снизить нагрузку на участников ВЭД, была придумана система управления рисками.

Система управления рисками (СУР) — это основной инструмент таможенных служб, при помощи которого осуществляется принцип выборочности таможенного контроля. Используя СУР, таможенники могут сосредоточиться только на тех поставках, где есть наиболее вероятный риск нарушения таможенного законодательства. В результате проверкам подвергаются не все партии грузов, проходящих через таможенную границу, а «точечные» партии — то есть таможенники сначала обращают внимание на партии грузов, при декларировании которых высока вероятность предоставления недостоверных сведений либо выявления каких-либо других нарушений, контрабанда.


Вообще вопросы таможенного контроля и системы управления рисками, всегда были, есть и пока еще остаются одними из самых горячо обсуждаемых, весомых и важных для всех групп участников ВЭД. В данном случае у экспортеров, импортеров и сотрудников таможенных органов есть общая цель – увеличивать товарооборот страны, ускорять потоки, однако при всех операциях должны быть соблюдены требования законодательства.

Над этой задачей трудится в принципе весь мир, ведь использование рискоориентированного подхода позволит обеспечить максимальную прицельность при идентификации рисковой товарной партии и, соответственно, обеспечить минимальную административную нагрузку на добросовестных участников ВЭД и оптимально использовать ресурсы сотрудников таможенных органов. В этом и есть цель создания СУР.

Что касательно именно российской практики, то СУР в России появилась около 20 лет назад. Корни выстраивания и внедрения системы именно в нашей стране берут свое начало от принципов, которые были определены Всемирной таможенной организацией. Туда входили рамочные стандарты безопасности упрощения мировой торговли и компендиум по управлению рисками. И наша система значительно повысила свою эффективность за эти два десятка лет. При всем этом, несмотря на санкции, военные действия, общие негативные настрои, аполитичность на мировой арене и прочее, российские специалисты продолжают весьма активно работать на площадке Всемирной таможенной организации, делятся со специалистами других стран своим опытом в практике применения СУР, а также применяют, опробывают и внедряют наиболее прогрессивные мировые стандарты и практики в свою текущую деятельность.

Исходя из ситуации на мировых рынках в текущий момент времени, перед такими специалистами стоит целый ряд задач. Для начала необходимо максимально быстро и эффективно реагировать на происходящие нововведения в логистике, товаропотоках, на вызовы, которые связаны с внешними санкциями, запретами и ограничениями, с проведением военной операции, в том числе. На сегодня, у нашей отечественной СУР, уже есть свои механизмы, позволяющие очень быстро и оперативно перенастраивать под разные задачи нашу систему управления рисками. То есть сама система в новых адаптивных условиях стала очень гибким механизмом.

Все мероприятия, которые связаны с оптимизацией работы СУР, таможенные органы проводят без потери качества. Здесь огромную роль необходимо отвести автоматизации всех таможенных процессов. Именно она позволяет сократить временные издержки и устранить «пробки и заторы» в виде стоящих в очереди на выпуск товаров участников ВЭД. Автоматизация данных процессов осуществляется посредством создания электронных таможен и цифровизации процедур совершения таможенных операций. Дополнительно постоянно ведется работа над новыми алгоритмами выявления рисковых ситуаций, также над созданием новых идентификаторов риска, с целью обеспечения возможности максимально точечного выбора и контроля товарных партий.

И статистика говорит нам о том, что такой комплексный подход весьма эффективен -практически 98% профиля рисков имеют полностью автоматический тип выявления.


Теперь поговорим о наиболее важных блоках. В первую очередь, это конечно же контроль таможенной стоимости. Таможенная служба – это не только орган надзора, но и фискальный, соответственно перед ними стоит задача взымать пошлины, платежи, начислять их в пользу и в казну государства. Благодаря современной системе управления рисками, уже идет полномасштабный перевод в цифру. Очень долго не могли решить важную проблему -– это некорректный выбор источника для расчета размера обеспечения и для корректировки таможенной стоимости. Однако, начиная с этого года, проблема канула в прошлое. Именно в текущем году был запущен функционал, который визуализирует выпускающему инспектору максимально подходящий (на артикульном уровне) источник ценовой информации для обеспечения максимального корректного расчета размера обеспечения и корректировки таможенной стоимости груза.

Помимо этого, вся необходимая информационная поддержка инспектора тоже осуществляется в программных средствах онлайн, в момент проверки грузовой таможенной декларации, а это особенно актуально в настоящее время, учитывая многократно возросшие объемы контроля за счет экспортируемых товаров, облагаемых ввозной пошлиной.

Хотите узнать какие еще нововведения уже применяются в современной системе управления рисками? Не знаете есть ли риски, что вас груз будет подвержен таможенному осмотру? Или досмотру? Нет опыта взаимодействия с таможенными органами и прохождения проверок? Звоните в офис Уральской внешнеторговой компании: +7 (351) 700-01-04, мы взаимодействуем со специалистами таможенной службы на постоянной основе и можем проконсультировать вас! А также читай наши статьи, в следующей части мы поделимся с вами полезной информацией и нововведениями в части системы управления рисками в России!

Возврат к списку