Неизбежно участникам внешнеэкономической деятельности, которые поставляют свои товары за пределы ЕАЭС, приходится сталкиваться с таможенными органами, проверками, оформлением дополнительной документации (например, грузовая таможенная декларация, инвойс, упаковочный лист и так далее). И в целом, если участник ВЭД ведет торговлю добропорядочно, то бояться ему нечего – все эти процедуры лишь «формальность». Однако, данная формальность все же тратит важный ресурс любого предпринимателя – время. И иногда потраченное время начинает стоить уже и каких-то денежных финансовых ресурсов – если, например, из-за назначенного таможенного досмотра мы не укладываемся в сроки поставки по международному контракту и вынуждены платить пени за просрочку, либо возникают дополнительные траты на упаковку товара в исходное состояние после проведения проверки лицами таможни. Чтобы автоматизировать все эти таможенные процессы и снизить нагрузку на участников ВЭД, была придумана система управления рисками.
Система управления рисками (СУР) — это основной инструмент таможенных служб, при помощи которого осуществляется принцип выборочности таможенного контроля. Используя СУР, таможенники могут сосредоточиться только на тех поставках, где есть наиболее вероятный риск нарушения таможенного законодательства. В результате проверкам подвергаются не все партии грузов, проходящих через таможенную границу, а «точечные» партии — то есть таможенники сначала обращают внимание на партии грузов, при декларировании которых высока вероятность предоставления недостоверных сведений либо выявления каких-либо других нарушений, контрабанда.
Вообще вопросы таможенного контроля и системы управления рисками, всегда были, есть и пока еще остаются одними из самых горячо обсуждаемых, весомых и важных для всех групп участников ВЭД. В данном случае у экспортеров, импортеров и сотрудников таможенных органов есть общая цель – увеличивать товарооборот страны, ускорять потоки, однако при всех операциях должны быть соблюдены требования законодательства.
Над этой задачей трудится в принципе весь мир, ведь использование рискоориентированного подхода позволит обеспечить максимальную прицельность при идентификации рисковой товарной партии и, соответственно, обеспечить минимальную административную нагрузку на добросовестных участников ВЭД и оптимально использовать ресурсы сотрудников таможенных органов. В этом и есть цель создания СУР.
Что касательно именно российской практики, то СУР в России появилась около 20 лет назад. Корни выстраивания и внедрения системы именно в нашей стране берут свое начало от принципов, которые были определены Всемирной таможенной организацией. Туда входили рамочные стандарты безопасности упрощения мировой торговли и компендиум по управлению рисками. И наша система значительно повысила свою эффективность за эти два десятка лет. При всем этом, несмотря на санкции, военные действия, общие негативные настрои, аполитичность на мировой арене и прочее, российские специалисты продолжают весьма активно работать на площадке Всемирной таможенной организации, делятся со специалистами других стран своим опытом в практике применения СУР, а также применяют, опробывают и внедряют наиболее прогрессивные мировые стандарты и практики в свою текущую деятельность.
Исходя из ситуации на мировых рынках в текущий момент времени, перед такими специалистами стоит целый ряд задач. Для начала необходимо максимально быстро и эффективно реагировать на происходящие нововведения в логистике, товаропотоках, на вызовы, которые связаны с внешними санкциями, запретами и ограничениями, с проведением военной операции, в том числе. На сегодня, у нашей отечественной СУР, уже есть свои механизмы, позволяющие очень быстро и оперативно перенастраивать под разные задачи нашу систему управления рисками. То есть сама система в новых адаптивных условиях стала очень гибким механизмом.
Все мероприятия, которые связаны с оптимизацией работы СУР, таможенные органы проводят без потери качества. Здесь огромную роль необходимо отвести автоматизации всех таможенных процессов. Именно она позволяет сократить временные издержки и устранить «пробки и заторы» в виде стоящих в очереди на выпуск товаров участников ВЭД. Автоматизация данных процессов осуществляется посредством создания электронных таможен и цифровизации процедур совершения таможенных операций. Дополнительно постоянно ведется работа над новыми алгоритмами выявления рисковых ситуаций, также над созданием новых идентификаторов риска, с целью обеспечения возможности максимально точечного выбора и контроля товарных партий.
И статистика говорит нам о том, что такой комплексный подход весьма эффективен -практически 98% профиля рисков имеют полностью автоматический тип выявления.
Теперь поговорим о наиболее важных блоках. В первую очередь, это конечно же контроль таможенной стоимости. Таможенная служба – это не только орган надзора, но и фискальный, соответственно перед ними стоит задача взымать пошлины, платежи, начислять их в пользу и в казну государства. Благодаря современной системе управления рисками, уже идет полномасштабный перевод в цифру. Очень долго не могли решить важную проблему -– это некорректный выбор источника для расчета размера обеспечения и для корректировки таможенной стоимости. Однако, начиная с этого года, проблема канула в прошлое. Именно в текущем году был запущен функционал, который визуализирует выпускающему инспектору максимально подходящий (на артикульном уровне) источник ценовой информации для обеспечения максимального корректного расчета размера обеспечения и корректировки таможенной стоимости груза.
Помимо этого, вся необходимая информационная поддержка инспектора тоже осуществляется в программных средствах онлайн, в момент проверки грузовой таможенной декларации, а это особенно актуально в настоящее время, учитывая многократно возросшие объемы контроля за счет экспортируемых товаров, облагаемых ввозной пошлиной.
Хотите узнать какие еще нововведения уже применяются в современной системе управления рисками? Не знаете есть ли риски, что вас груз будет подвержен таможенному осмотру? Или досмотру? Нет опыта взаимодействия с таможенными органами и прохождения проверок? Звоните в офис Уральской внешнеторговой компании: +7 (351) 700-01-04, мы взаимодействуем со специалистами таможенной службы на постоянной основе и можем проконсультировать вас! А также читай наши статьи, в следующей части мы поделимся с вами полезной информацией и нововведениями в части системы управления рисками в России!