В первой части данной статьи мы начали разговор о том, что такое вообще система управления рисками, зачем она нужна, а также какие проблемы, связанные с СУР, возникают у участников ВЭД, какие меры реализуются, чтобы устранить эти «неполадки» и как вообще выглядит система управления рисками в России на сегодня.
Мы поговорили о том, что за последнее время система управления рисками изменилась ввиду проведения СВО, санкций и значительных перестройках в логистических цепочках в международной торговле. Немаловажным фактором здесь стало увеличение автоматизации, которая максимально способствуют ускорению торговли и росту товарооборота торгующих стран. Также долгое время неразрешенным вопросом оставался контроль таможенной стоимости. Новые меры позволили обеспечить для таможенных служб устранение трудностей на данном этапе таможенной проверки.
Теперь затронем тему категорирования участников внешнеэкономической деятельности. Конечно же, данный процесс тоже уже давно происходит на автоматическом уровне на основе математических моделей, оценивающих огромное число критериев, которые подвергают оценке участников ВЭД. Пожалуй, именно категорирование - это один из главных инструментов, позволяющих снизить административную нагрузку и воздействие на честный бизнес. Согласно статистике, на сегодня количество организаций низкого уровня риска это порядка 13 тысяч фирм, на долю которых приходится около 70% декларационного массива и 77% уплаченных таможенных платежей. И это большой прорыв, ведь еще в 2016 году таких организаций было не более 2000.
Средний уровень риска по системе СУР на сегодня – это почти 100 тысяч организаций участников ВЭД, и на их долю приходится почти ¼ всего объема поданных грузовых таможенных деклараций. Это довольно большой объем компаний и что немаловажно - многие из этих участников ВЭД среднего уровня риска — это представители малого и среднего бизнеса. В октябре 2023 года был сделан еще один важный шаг – была запущена технология автоматического выпуска товаров для компаний средней категории уровня риска, раньше это было допустимо только для низкой категории. И эффективность данного введения уже доказана – скорость выпуска таможенных деклараций для многих участников ВЭД увеличилась в разы!
Если мы говорим о мерах поддержки экспортеров и импортеров и создании упрощений для них, то нельзя в данном контексте не упомянуть про деятельность уполномоченных экономических операторов, ведь при системе управления рисками таможенные органы предельно принимают во внимание фактор их участия в международной сделке. Для таможенных служб это организации с самым высоким уровнем доверия. Кстати, на сегодня таможенные органы ведут активную работу в целом по развитию УЭО и, кроме уже предусмотренных Таможенным Кодексом ЕАЭС упрощений для операторов, в настоящее время с таможенными органами дружественных стран активно продвигаются и реализуются проекты по взаимному признанию статуса уполномоченного экономического оператора, а также введение упрощенных таможенных коридоров, в которых со стороны России принимают участие только УЭО. Наиболее яркие примеры – это КНР, Иран Узбекистан и Азербайджан. Поставки в рамках таких проектов – это процесс, состоящий для таможенных органов из безопасных цепочек, когда отправитель, получатель и декларант груза – это компании, которые обладают наиболее высоким уровнем доверия со стороны таможенных служб. Вообще, такой подход полностью соответствует мировой практике и рамочным стандартам безопасности и облегчения мировой торговли и позволяет максимально снизить применение мер контроля. А это именно то к чему стремятся как участники ВЭД, так и таможенные службы.
Давайте поговорим о перспективах развития СУР в нашей стране. В любом случае система управления рисками была, есть и будет неким «каркасом» таможенного контроля. Но на что таможенные службы ориентированы сейчас - это создать современные системы анализа, в которых они смогут реализовывать инновации, связанные с искусственным интеллектом, с машинным обучением, с анализом большого массива данных и определенные шаги в этом направлении уже сделаны. С текущего года начинаются мероприятия по внедрению новой модели системы управления рисками, основанной на оценке уровня риска каждой товарной партии. Это позволит таможенным органам проводить более глубокий анализ и сделать применение СУР еще более оперативным и точным.
Помимо этого, в текущем году планируется завершить создание механизмов новой модели и начать их информационное наполнение. Вполне возможно, что на будущий год российская таможня сможет уже представить первые практические результаты применения новой модели системы управления рисками.
Что касательно в целом развития системы управления рисками, то в данном направлении за последние годы была проделана очень большая работа и цифры говорят сами за себя. По части оптимизации контрольной нагрузки на сегодня доля товарных партий, которые подвергаются таможенному досмотру (а это одна из самых чувствительных мер таможенного контроля и по временным и по финансовым затратам) не превышает 1% от общего количества импортных деклараций. Главный тренд сотрудников таможенных органов – это реальное снижения охвата проверками и охвата рисками. Такая задача у них четко прописана в стратегии развития таможенной службы, и они планомерно двигаются в направлении дальнейшего снижения охвата такими мерами за счет большей прицельности и более тонкой настройки информационной системы. Во многом именно эта работа позволяет наращивать объемы автовыпуска грузов, и таможенные службы здесь, конечно же, очень внимательно анализируют, отслеживают и контролируют ситуацию с выявлением профилей риска, их влиянием на процессы автовыпуска и стараются делать все возможное для создания еще более лучших комфортных условий для ведения бизнеса для добросовестных участников ВЭД.
Создавая и внедряя все более благоприятные условия для участников ВЭД таможня как бы диктует «таможня – вам не враг, но мы должны обеспечить соблюдение законодательства» и очень приятно знать и понимать, что возможно достижение целей как одной стороны – участников ВЭД (развивать, продвигать и толкать торговлю вперед, при этом принося прибыль и доходы своим организациям) и другой стороны - контролирующих органов таможенных служб (контроль за товарными партиями, осуществление фискальной политики, выявление нарушений и контрабанды) и все это можно автоматизировать и сделать максимально комфортным для обеих сторон.
Хотите еще узнавать новости из мира таможни и мира ВЭД? Планируете начать экспортные поставки? А может наоборот вам интересен импорт в Россию? Тогда звоните в офис Уральской Внешнеторговой компании: + 7 (351) 700 – 01 – 04!