Челябинск+7 (351) 700-07-88
Екатеринбург+7 (343) 216-61-62
Нур-Султан+7 (717) 278-75-43
Москва+7 (495) 122-23-04
Заказать звонок
Написать нам
ВЭД для «чайников»: кое-что еще интересное.

ВЭД для «чайников»: кое-что еще интересное.

В прошлой части данной статьи мы начали некий обзор - посвящение для тех предпринимателей, которые только вступили на интересную дорожку под названием «внешнеэкономическая деятельность» или для тех, кто только планирует на нее шагнуть. В первую очередь необходимо правильно сакуммулировать все затраты, которые предстоят при вхождении бизнеса в ВЭД и прийти к итогу целесообразности такого начала в вашем конкретном случае. Если же взвесив все «за» и «против» вы видите, что выгоды перевешивают – смело беритесь за дело! Добро пожаловать на международные рынки!

Итак, следующий вопрос за который необходимо взяться – кто же именно будет вести внешнеэкономическую деятельность на вашем предприятии? Сразу оговорим, что ВЭД требует серьезной профессиональной подготовки, быть менеджером по продажам на внутреннем российском рынке и на зарубежных – это большая разница. Специалист по внешнеэкономической деятельности – это человек, который должен кое-что знать и уметь, а именно:

  • Английский язык (как минимум, а лучше несколько языков), конечно, если вы планируете работать со странами ЕАЭС, тогда можно обойтись и без этого, однако для прочих рынков язык необходим – нужно будет вести переговоры, переписку, а также готовить пакеты документов с использованием иностранного языка.
  • Знать таможенное законодательство и работу с ним, а лучше не только теоретический материал, но и как он фактически «ложится» на практику. Какие штрафы предусмотрены, какие сроки, какие документы – всем этим менеджер по ВЭД должен уметь прямо -таки «жонглировать».
  • Уметь вести переговоры и договариваться с таможенными органами – прекрасный полезный навык в принципе, а для участника ВЭД остро необходимый. Порой, таможенное законодательство весьма двояко – тот же код ТН ВЭД, например, порой его действительно сложно подобрать однобоко, можно притянуть как один, так и другой и умение убедить инспектора таможенных органов, отстоять свою позицию, а порой и просто «на харизме» договориться – не раз пригодится в сфере ВЭД.
  • Если у специалиста есть опыт ВЭД со страной, с которой планируете работать, это большой плюс: знание менталитета и специфики страны повышает шансы на выгодное сотрудничество.
  • Также специалист должен разбираться в вопросах сертификации, быть немного бухгалтером, отчасти знать валютный контроль, внимательно заполнять документы и, что немаловажно – быть очень многозадачным. Потому что все сделки будут происходить на разных этапах и умение «не запутаться и не потеряться» - необходимое.

Если вы как предприниматель считаете, что пока не компетентны в этих вопросах самостоятельно, то всегда можно обратиться к аутсорсингу ВЭД в целом под ключ либо за отдельными консультациями по конкретным вопросам.

С чего начинается внешнеэкономическая сделка?

В первую очередь вам необходимо заключить с вашим поставщиком или покупателем международный контракт. Для этого на первоначальном этапе оговорите в какой валюте будут происходить оплаты. Торгуя по РФ, конечно, нет смысла открывать валютные счета в уполномоченных банках, однако, если вы начинаете ВЭД – вполне вероятно, что большинство поступлений теперь будет приходить в долларах/евро/юанях и прочих валютах. После уточнения с вашим контрагентом, открывайте валютный счет, заключайте внешнеэкономический контракт и не забывайте регистрировать его в банке, когда это необходимо. Если вы заключаете экспортный контракт стоимостью более 10 млн рублей или импортный более 3 млн рублей, то их необходимо регистрировать в банке. Процедура не длительная, как правило, за один день.

С основными требованиями к иностранным контрактам можно ознакомиться в таможенном законодательстве. По своей структуре и форме они в целом похожи на внутренний договор, однако, как правило, он составляется на двух языках (русском и языке страны-контрагента). Не забудьте прописать основные положения сделки, укажите технические характеристики товара, его объем, условия доставки по Инкотермс – очень важный момент, обязательный для внешнеторгового контракта.


Инкотермс - это международные термины, которые связанные с доставкой товаров при внешнеэкономической деятельности. При таких длительных перевозках из одной страны в другую через множество других государств очень важно обозначить в какой момент времени переходит ответственность за груз с покупателя на получателя, это и позволяют оговорить наперёд термины Инкотермс. Каждому участнику ВЭД непременно нужно знать хотя бы самые часто используемые из них, а лучше все.

Как же стать этим самым участником ВЭД?

Чтобы торговать с третьими странами вам необходимо зарегистрироваться на таможне. Такая процедура обычно занимает до 5 дней, так что не оставляйте это напоследок, чтобы грузу не было нужды «простаиваться». Процесс регистрации фактически – это занесение таможенными органами вас в базу, для этого необходимо предоставить в таможенный пункт, где будет оформляться товар, следующие документы:

  • копия Устава организации;
  • решение о создании организации;
  • свидетельство о регистрации;
  • ИНН;
  • копия справки из Статистики;
  • справки о банковских счетах;
  • документы о назначении директора и главбуха;
  • копии паспортов директора и главбуха, заверенные печатью организации;
  • договор аренды по юр адресу или свидетельство о собственности на помещение.

В общем и целом, такой пакет документов «стандартный» и мы зовем его обычно просто «Учредительные документы». На процесс уходит около 5 дней и после этого Вам вручат карточку участника ВЭД. Ознакомьтесь и с информацией о личном кабинете участника ВЭД, он будет необходим для списания средств для уплаты таможенных сборов, пошлин и НДС.

Как вести дела по ВЭД? Это целый огромнейший блок, который кратко передать не получится. Каждый предприниматель поставляющий на экспорт или тот, кто импортирует, непременно сталкивается с целым рядом задач, меняется законодательство, меняется политика, меняется логистика – все время приходится быть «в режиме онлайн» - разбираться в нововведениях, знакомится с новыми законами, актами и Постановлениями.

Как правильно организовать процесс отгрузки, доставки, оформления у таможенных органов, принять товар, оплатить товар, оформить сертификацию, оформить отгрузочные документы – это нужно либо изучать и знать, либо всегда можно обратиться к аутсорсинговой компании, которая возьмет на себя все хлопоты.

Как вести учет внешнеэкономической деятельности? Помимо непосредственно переговоров, документов, отгрузки, таможни и сертификации, вам будет необходимо владеть знаниями и в сфере бухгалтерского учета ВЭД. Ключевыми моментами здесь являются следующие:

  • учет первичных документов — на двух языках: это иностранный контракт, таможенная декларация, инвойс, платежки и прочее;
  • бухгалтерский учет — возможны сложности при формировании себестоимости (включает сборы и таможенные пошлины, затраты на доставку и сотрудников), также нужно помнить о курсовых разницах;
  • налоговый учет — уплата НДС, акцизов, налога на прибыль, принимайте к вычету НДС при импорте, отражайте в отчетах эти расходы.

Уже запутались? Планируете запустить ВЭД, но не знаете с чего начинать? Нужна помощь в оформлении экспорта из России? Или наоборот содействие в импортных поставках в нашу страну? Звоните в офис Уральской внешнеторговой компании: +7(351)-700-05-13, мы занимаемся аутсорсингом ВЭД и являемся профессионалами в данной сфере!

Возврат к списку