Торговля двух держав только набирает и набирает свои обороты, особенным стимулом к этому стало введение санкций от США и Европы и это весьма похоже на замкнутый круг – чем больше Америка старается «затянуть в узел» Россию своими запретами, тем больше наша страна отворачивается Восточнее и держит курс на азиатские страны. А чем больше торговля РФ и КНР развивается (и развивается весьма успешно), тем больше это злит Американские власти и тем больше новый пакетов санкций они вводят, что приводит только к новому витку развития России и Китая. И пока что эти «круги» только набирают свои обороты. Однако уже очевидно, что РФ и КНР «нажали на педали газа в упор». Даже если, вдруг, представить, что на следующий день Америка отменит все свои санкции – мир и торговля уже не вернется на круги своя, мы весьма успешно заменили многие ушедшие с нашего рынка европейские и американские компании, пересели на китайские автомобили, во всю снабжаем себя их электроникой, на полках наших магазинов все больше товаров «с иероглифами», и все это становится уже привычным и удобным, что уходить от этого не будет никто, плюс правители двух стран стабильно крепко жмут друг другу руки после каждой встречи и обсуждения все новых и новых проектов в различных сферах жизни, что очевидно и ясно – торговля России и Китая будет развиваться семимильными шагами вперед.
В данной статье сделаем краткий обзор о том, что происходит интересного в торговле России и Китая на сегодня:
1) РФ наращивает объемы поставок молочной продукции в Китай. С начала года рост в 1,8 раза, а сумма превысила стоимостной показатель в 8 миллионов долларов! Наиболее заинтересованы китайцы в поставках сухих молочных продуктов (преобладает сыворотка и СЦМ) – порядка 40% от общей доли экспорта молочки. Вторую позицию стабильно держит мороженное – на российское лакомство приходится порядка трети стоимостного объема экспорта. Третье место занимает сыр, его доля около 15-20%. Также помимо России активно поставляют молочную продукцию в Китай и являются нашими прямыми конкурентами поставщики из Австралии и Новой Зеландии, стран Южной Америки и Европы. Но, конечно, в сравнении с ними наша страна выигрывает по логистике, что являемся нашим весомым преимуществом.
2) Поставки свинины в КНР могут вырасти более чем в десятки раз. Это обусловлено тем, что в Китае свинина пользуется огромной популярностью, на сегодня согласно статистике, на КНР приходится порядка 40% мирового потребления свинины. В 2018 -2019 годах китайцы перенесли эпидемию африканской чумы, потребление свинины резко снизилось с 27,96 кг до 22,26 кг на одного китайца в год. С 2021 года снова стал наблюдаться стабильный рост на 15% - до 27 кг. Однако рекордная цифра, которая была достигнута китайцами в 2016 году – 40 кг мяса на человека, еще далеко. Рост потребления свиного мяса вызван несколькими факторами – во-первых, Китай активно растет и развивается прямо на глазах и рост доходов населения, как и в целом качество их жизни, увеличивается, во-вторых, увеличивается доля среднего класса в обществе, в-третьих, сама гастрономическая культура Китая отдает предпочтение свинине – 60% от всех прочих видов мяса (если сравнить с нашей страной, то это лишь 40%). Также повышение спроса по закону спроса и предложения неизменно связано с падением цены на продукт – в конце 2022 года за один килограмм нужно было выложить порядка 36 юаней, в вот спустя год – чуть больше 22 юаней, товар дешевеет, неизбежно на него поднимается спрос. Аналитики прогнозируют, что российская свинина через 3-5 лет вполне способна поглотить около 10% огромного китайского рынка. Если спрос продолжит расти, а потребление увеличиваться, то на каждый килограмм восстановленного спроса за счет импортных продуктов (а своего производства Поднебесной, однозначно, не хватит), то в год необходимо будет более 1,4 млн тонн поставок из-за рубежа. В перспективе даже возможно, что запустят строительство крупных агрохолдингов на Дальнем Востоке, чтобы удовлетворить повышенные запросы Китая в мясе. На сегодня цифры такие - РФ поставила в КНР свинину на 677 тысяч долларов. Наши конкуренты по «мясной линии» - это Америка, Европа, Канада и Бразилия, но здесь также очевидно, что наше преимущество тоже в логистике, хотя спрос у китайцев на свинину настолько большой, что, наверное, как таковой конкуренции и нет – спроса хватает на всех. Также у китайцев есть один приятный «бонус» как у покупателей – они съедают всю тушу почти без остатка: уши, хвосты, желудки и т.д. Все это и позволяет прогнозировать рост экспорта в разы - до 0,5 млн тонн при сохранении приоритета внутреннего потребления. Весомыми помехами на сегодня являются проблемы с платежами в Китай, однако, даже не смотря на этот факт, прогнозируется, что за текущий год получится поставить около 50-60 тыс. тонн. Весь импортный рынок Китая сегодня – это примерно 2-2,5 млн тонн свинины и, скорее всего, будет оставаться таковым в ближайшие годы.
3) Также новость из мира логистики - был открыт новый маршрут в рамках Международной системы таможенного транзита. Грузовик с весом 16,6 тонн сборных грузов стартовал 15 июня из автомобильного порта Суйфэньхэ в провинции Хэйлунцзян и отправился в столицу России. Это ознаменовало официальное открытие первого маршрута из Суйфэньхэ в Москву в рамках международной системы таможенного транзита, известной как Международные дорожные перевозки (МДП). Оператор этого маршрута протяженностью 9800 километров стал Heilongjiang Dragon Transportation Group - это дочерняя компания государственной компании Heilongjiang Transportation Investment Group. Расчетное время в пути составило 14 дней. Работа была проведена следующая: электронная система предварительного декларирования МДП для загрузки и предоставления соответствующей информации о различных экспортируемых товарах позволила сотрудникам таможенных органов пункта Суйфэньхэ проверить документы на груз и прочие сведения, а затем была произведена опломбировка и пропуск грузов. Самое важное здесь то, что разгружать и перегружать товары было не нужно, это позволило быстро и беспрепятственно завершить таможенное оформление и осуществить прямую доставку в Европу. МДП - единственная глобальная система таможенного транзита для перемещения товаров через международные границы. Такие перемещения имеют действительно глобальное значение – фактически это дорога, которая соединит Азию и Европу, весомый торговый путь. Транспортный режим в рамках МДП - устоявшаяся модель организации международных трансграничных перевозок, которая обеспечивает такие преимущества, как таможенные гарантии и эффективное таможенное оформление. Во время таможенного оформления автомобили могут следовать без досмотра, напрямую проезжать через выездные и въездные порты, чтобы добраться до места назначения, а это значительно снижает логистические затраты на всю трансграничную перевозку.
Планируете начать торговые отношения с Китаем? Интересуют поставки на экспорт в КНР? Или наоборот импорт под ключ из Китая? Нужна помочь с логистикой? Есть проблемы с финансовыми переводами? Поиском покупателя? Звоните в офис Уральской внешнеторговой компании: + 7 (351) 700 – 05 – 13! А также продолжайте читать наши статьи, в них мы делимся всегда самой свежей информацией о мире ВЭД и о торговле с Китаем в том числе!