Отношения торговли России и Японии исторически носят весьма скачкообразный характер. Вообще если брать географическую территориальную близость, то, конечно, у двух стран есть прекрасная возможность торговать друг с другом и причем делать это самым логистическим выгодным видом транспорта – морским, сокращая при этом свои издержки. Однако, если проследить историю, две страны нередко вступали в различного рода конфликты и даже войны, которые препятствовали стабильному развитию деловых, международных экономических отношений.
Если оценить ситуацию на текущий момент времени – то после начала Россией СВО Япония сразу достаточно ярко выказала свою отрицательную точку зрения. Вместе с Европой и Западными странами японские власти активно начали изобретать и выпускать санкционные пакеты против нашей страны, навешивая на нас запреты и ограничения. Отметим, что несмотря на небольшую территорию (Япония занимает 61 -ое место в мире), все-таки японцы являются весьма важными стратегическими партерами на международных мировых рынках. Мы знаем, что высокий уровень развития технологий у этой страны делает ее очень востребованным и желанным покупателем и продавцом в международной торговле. Поэтому влияние мнения такого государства было бы неразумно «игнорировать». Однако, каждая страна имеет право на свое мнение ввиду произошедшего конфликта и Япония весьма ярко высказала свое.
Санкционный японский список весьма может впечатлить своим «ассортиментом». Под ограничения попали весьма серьезные российские предприятия, такие как "Калашников", "Алмаз-Антей", "Уралвагонзавод", НПО "Базальт", Объединенная судостроительная корпорация, КБ "Новатор" и другие. Отметим, что Япония начала санкционную войну против России еще даже до начала СВО, сразу после присоединения Крыма в марте 2014 года. А начало спецоперации усилило ее в разы. Суммарно на сегодня ограничения, которые вводились в несколько этапов, касаются порядка 1 000 человек, в этом же списке и военно-политическое руководство страны, а также более 700 организаций и фирм. Список же запрещенных к экспорту товаров и технологий уже больше 800 наименований. Также еще в марте 2014 года правительство Японии лишило нашу страну статуса наибольшего благоприятствования в торговле, далее ограничило операции с ценными бумагами Сбербанка, Внешэкономбанка, Банка ВТБ, Газпромбанка и Россельхозбанка – ведущих банков России. В список запрещенных к вывозу в нашу страну товаров и технологий на сегодня входят полупроводники, оборудование для обеспечения морской и авиационной безопасности, средства связи, продукция военного назначения, программное обеспечение, нефтеперерабатывающее оборудование, грузовая техника, железнодорожные локомотивы, обрабатывающие станки и другое электрическое оборудование, автомобили с объемом двигателя свыше 1,9 литра, а также товары двойного назначения, исходя из этого перечня понятно, что это те группы, которые могут способствовать укреплению промышленной базы России. Но Япония решила лишить Россию не только того, что может быть ее возможным вооружением, но и предметов роскоши, золота, нетехнических алмазов. Действует запрет на инвестиции в РФ, а также на предоставление отдельных услуг, в частности на бухгалтерские, транспортные, строительные и инженерные.
Казалось бы, в целом картина печальная не предвидится каких-либо смягчающих нововведений и изменений, однако, иногда все же в СМИ пробегают «позитивные новости», поделимся некоторыми из них:
Во-первых, Япония весьма существенно нарастила экспорт автомобилей в нашу страну в сентябре. И не только самих авто, но и запчастей к ним. Рост произошел на 132% в сравнении с сентябрем 2023 года. Цифра весомая. Вообще японский автопром весьма зарекомендовал себя по всему миру и наша страна не исключение. Во многом российские автомобилисты уже «смирились» и пересели на китайский автопром, однако, некоторые все же не хотят изменять любимым фаворитам. Поэтому возможность продолжать приобретать японские автомобили или покупать запчасти уже к купленным – прекрасная новость для наших автомобилистов.
Также помимо авторынка Япония нарастила продажи по пластмассам, мотоциклам и генераторам в нашу страну.
Если рассматривать российско-японскую торговлю в целом, то экспорт поднялся на 98,55%, а импорт на 2%. Преимущественно речь здесь идет о текущей осени. Произошел весомый скачок.
В-третьих, наша страна весомо нарастила объем экспорта зерна в Японию. Рост почти в 10 раз! (998%). Также вырос экспорт овощей на 100% и рыбы на 21,6%.
Помимо этого, стабильным и весьма высоким остается экспорт энергоносителей, как бы Япония не старалась отойти в сторону от российского сырья, тем не менее согласно цифрам можно сделать вывод, что не удается этого достичь.
Рассмотрим общие цифры товарооборота двух стран - за первую половину текущего финансового года (апрель - сентябрь) товарооборот между двумя странами снизился на 10,24%. В сентябре экспорт из Японии в РФ вырос на 98,5%, до 33,3 млрд иен ($222,5 млн), а импорт из РФ вырос на 2,8%, до 65,3 млрд иен ($436,7 млн). Между тем с апреля по сентябрь экспорт из Японии в РФ снизился на 13,5%, до 183 млрд иен ($1,2 млрд), а импорт из РФ сократился на 8,6%, до 380 млрд иен ($2,5 млрд).
Среди этих цифр весьма наблюдается та самая скачкообразность, о которой мы говорили вначале статьи. Япония яро показывает свое желание отойти совсем от российского продукта и отрезать России дорогу к своим товарам, однако, на практике же видно, что сделать это не так-то просто. Например, Япония знает, как ценится ее авторынок на территории России и перекрывает дорогу к нему, но вместе с тем она теряет стабильного клиента, свой заработок, а отсутствие маржи ведет к падению в других отраслях, что также сказывается на экономике страны в целом и ухудшает уровень жизни граждан, так же это работает и в обратном направлении – в ответ на японские санкции Россия может перекрыть подачу энергетических ресурсов Японии, тем самым «перекрыть им воздух», однако, для нас они тоже стратегически важны, ведь реализуя свои энергоносители, мы получаем прибыль, которую направляем на развитие разных отраслей страны. Как бы это парадоксально не звучало, но «закручивание гаек» одной страной в сторону другой оборачивается для нее самой же в убыток. И это правило действует не только в отношении именно России и Японии, а в целом стабильно наблюдается во взаимоотношениях всех стран.
Но нам пока остается лишь работать в текущих реалиях, адаптироваться, приобретать некоторую гибкость во многих вопросах и все же продолжать продвигать и развивать экономику своей страны!
Хотите быть в курсе влияния санкций на экономику России? Интересуют в целом новости из мира ВЭД? Интересуют взаимоотношения России и Европы? России и Запада? России и Японии? Оставайтесь с Уральской внешнеторговой компанией! Мы стабильно вводим наших читателей в курс самых актуальных новостей из мира внешней торговли! А также звоните в офис нашей компании по номеру: + 7 (351) – 700 – 05 -13! Мы работаем со множеством стран мира, даже не смотря на сложную политическую обстановку! Готовы помочь, подсказать и проконсультировать Вас и Ваш бизнес!