События 2022 года, который по сути только начался, а уже насыщен глобальными изменениями для мировой экономики и российской в частности, заставляют всех участников внешнеэкономической деятельности «держать руку на пульсе». И хотя, кажется, что сами военные действия скоро пойдут на спад (по крайней мере некоторые репортажи СМИ явно намекают на это) совсем не понятно, как дальше будут разворачиваться дела на торговой арене. Уже всем понятен и очевиден факт – Россия не станет сворачивать военную операцию пока не достигнет своей цели какие бы санкции против нас не вводил Запад и Европа. К их большому сожалению у нас получается обходить все их запреты и ограничения и самое интересное – не то чтобы «обходить» незаконным путем, нет, просто мы очень быстро находим любому запрещенному замену и продолжаем жить дальше. Красиво и быстро приспосабливаемся. Однако, хотя и Западные страны и ЕС уже поняли что не могут так на нас повлиять, свои пакеты санкций они все продолжают и продолжают подготавливать, усложняя или даже делая невозможной торговлю стран, подрывая всю мировую экономику и свою в том числе.
Поэтому для всех участников ВЭД компания УВТК может дать сейчас всем известный совет: «Надейся на лучшее, готовься к худшему». Очень важно в современных условиях нестабильной торговли снять с себя риски, дабы не понести потом за свои непреднамеренно совершенные противоправные действия уголовную или административную ответственность, или и попрощаться со своим бизнесом вовсе.
В данной статье хотим осветить ряд советов, который любой участник ВЭД может сделать уже СЕЙЧАС, чтобы для него не было никаких негативных ПОТОМ.
Итак, во-первых, старайтесь работать по своим международным контрактам в российских рублях, а не в другой валюте. Если у вашего контрагента есть валютный рублевый счет, но он хотел бы оплачивать, к примеру, в долларах, приведите аргументы почему ему стоит пересмотреть свое желание. В первую очередь, это конечно сокращение срока поставки. Российский рубль как правило зачисляется в течение 1-2 рабочих дней, что же касается американской валюты – срок может быть увеличен до 7 рабочих дней. Если товар в наличии и нужен срочно, то, согласитесь, это весомый аргумент. Ну и в целом можно предупредить клиента о нестабильности проведения такой операции, хотите быть уверены, что не будет непредвиденных проблем – оплатите, пожалуйста, в рублях. Учитывая обстановку в мире, контрагенты вполне могут пойти на смену валюты, ведь это все-таки ИХ деньги и это в ИХ интересах.
Во-вторых, полезным будет вставить оговорку в международный контракт, по которому планируется получение разрешение на вывоз у Минпромторг примерно следующего формата:
«Продавец имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта в случае изменения конъюнктуры рынка, изменения курса валюты, в т.ч. USD, повышения цены на товар, его доставку, очистку и т.д. более чем на (допустим) 2% от суммы договора, а также в случае запрета компетентными органами на вывоз товара и/или отказа компетентных органов от выдачи разрешительной документации на вывоз товара за переделы территории Российской Федерации и т.д., т.п. В случае расторжения (прекращения) договора на основании настоящего пункта, Продавец возвращает Покупателю полученные денежные средства, за вычетом фактически понесенных расходов.
Все! Одним абзацем в контракте вы снимаете с себя все риски, которые вы можете понести исходя из последних Постановлений Правительства, изменения курса валют и других возможных изменений в законодательстве.
Очень важным здесь является то, что вы указываете на тот факт, что в случае невозможности исполнения вами обязательств в рамках контракта вы вернете денежные средства ЗА ВЫЧЕТОМ ФАКТИЧЕСКИ ПОНЕСЕННЫХ РАСХОДОВ. Здесь речь идет в основном о получение Разрешения у Минпромторг. Чтобы подать туда документы нужно провести определённую работу – корректно составить заявление, оформить справку о промышленной продукции, в которой указываются все сведения о товаре от кода ТН ВЭД до цели вывоза и места использования продукции, подготовить весь пакет документов – контракт, спецификацию, все дополнительные соглашения, которые когда либо-вами заключались к контракту, в особых случаях может понадобится сопроводительное письмо, документы качества (например, декларация соответствия). В целом это немалый комплекс работ по документообороту. Все нужно корректно подготовить: сшить, пронумеровать, подготовить опись.
Далее возникают фактические расходы по отправке данного пакета в Минпромторг, если направлять Почтой России, затраты, конечно, будут небольшие, но вы готовы потратить 1-2 недели на то, чтобы документы пока ПРОСТО УЕХАЛИ туда? Учитывая то, как сейчас горят многие сроки по многим контрактам – вряд ли. Поэтому это будет заказное срочное письмо со сроком в 1-2 рабочих дня и стоимостью примерно 1500-2500 российских рублей (зависит от отдаленности региона отправки от города Москва).
Далее, чтобы получить разрешение также в сжатые сроки будет необходимо направить курьера в Минпромторг, если этого не сделать, то они направят разрешение Почтой России, примерные сроки вы уже знаете.
И это самый минимум расходов, ведь такие экспортер понесет только если получится получить разрешение с первой попытки. Если нет – умножайте все эти расходы на количество попыток. И получаете уже весомую сумму.
В-третьих, увеличивайте сроки поставки товара с запасом. Да, мы уже слышим ваши возражения «клиенту это не понравится!» Во всяком случае вопросы понравится-не понравится можно решить, грамотно объяснив покупателю почему вы увеличиваете сроки и прийти к договоренности. А вот если уж вы по различным от вас не зависящим обстоятельствам не вписываетесь в оговоренные сроки в уже подписанном обеими сторонами контракте… Ответственность и (ох уж это слово) санкции ложатся только на вас. Хотите штрафных санкций и потерю доверия клиента? Нет? Тогда увеличивайте сроки поставки. И прибавляйте к увеличенному сроку еще пару недель, объяснив клиенту что вы поставите товар в максимально сжатые сроки, но не можете поручиться за государственные органы, которые выдают Разрешения.
В-четвертых, будьте в курсе новостей. Следите за всеми изменениями в таможенном, валютном и прочих законодательствах. Для любого участника ВЭД полезным навыком служит умение быстро реагировать на изменения, но первоначально об этих изменениях нужно узнавать. Сохраните себе пару полезных источников получения информации и желательно в начале каждого рабочего дня просматривайте новостную ленту. Это не займет у вас много времени, а вот сэкономить в дальнейшем поможет много.
В-пятых, не рискуйте. «Да так поставим на экспорт – прокатит и без Разрешения». Ввиду всех происходящих событий никто не спустит вам такое с рук. Президент заботится об отсутствии дефицита товаров в нашей стране и меры к нарушителям будут не малые. Решать, конечно, вам.
И в-шестых, всегда оповещайте своих контрагентов о важных изменениях не просто сообщениями или в телефонном разговоре, а посредством официального письма. Да, кто-то может сказать, что официальное письмо – пустая трата времени, однако если поставщик и покупатель начинают судится, то переписка может не быть достаточным доказательством. А вот если вы оформили информацию на официальном бланке компании, поставили исходящий номер, дату, подпись и печать директора (или другого лица) – то это уже документ. Также просите своих клиентов подтверждать получение таких писем.
Если экспорт во времена политических изменений и экономической нестабильности в мире вас пугает, а поставлять свой товар в другие страны продолжать хочется, то звоните в наш офис: +7 (351) 700-07-88 и наши специалисты помогут вам не прекращать цепочку ваших поставок!