Челябинск+7 (351) 700-07-88
Екатеринбург+7 (343) 216-61-62
Нур-Султан+7 (717) 278-75-43
Москва+7 (495) 122-23-04
Заказать звонок
Написать нам
Штрафы для экспортёра… за что они могут прийти? Часть 3

Штрафы для экспортёра… за что они могут прийти? Часть 3

В цикле данных статей нами уже рассмотрены такие распространённые ошибки как экспорт или импорт запрещенных товаров, неправильно подобранный декларантом код ТН ВЭД и неверно рассчитанная и указанная в декларации таможенная стоимость груза. Все эти «оплошности» важны для таможенных органов, так как в первую очередь нарушают само законодательство, а во-вторых уменьшают суммы платежей, которые участник ВЭД отсчитывает в бюджет страны.

Но помимо этих ошибок, очень часто декларанты совершают и те, что не влияют на пополнение казны, однако также влекут за собой наказание для экспортёра или импортера. Четвертая ошибка таможенного оформления о которой мы поговорим – это неполный или неверный пакет документации.

Как считалочку в детстве наизусть и на «зубок» каждый участник ВЭД должен знать и уметь оформлять перечень необходимой при экспорте и импорте документации. Если вы продаете за рубеж товар, вам необходимо подготовить: международный контракт между продавцом и покупателем (могут быть еще третьи стороны, например, если покупатель – это одно лицо, а плательщик – другое и прочие нюансы), спецификацию (если отгружаете по одному контракту, но партиями), счет на оплату, счет-фактуру и товарную накладную (или УПД (универсальный передаточный документ)), СМР – транспортный документ, документы качества на товар (паспорта, описания, характеристики, декларации соответствия, инструкции к применению, химический анализ, и так далее – зависит от характера товара), а также дополнительно при поставках не в страны ЕАЭС: таможенную декларацию (ГТД), инвойс (международный счет на оплату) и упаковочный лист. О корректном оформлении каждого из данных документов на сайте компании УВТК вы найдете соответствующую статью, здесь мы останавливаться на этом не будем. Но помимо этого основного перечня необходимых документов любой декларант должен знать и учитывать, что дополнительно может быть необходима и другая документация, например, заключение ФСТЭК или сертификат на товар, а также сертификат происхождения.

В настоящее время прием и выпуск таможенных деклараций осуществляется электронно и автоматически. Если декларантом подан сразу полный список всех необходимых к поставке документов и заполнены они корректно, то вероятность почти 100% что на ваш товар не сработает система к осмотру/досмотру, соответственно, вы вывезете товар без лишних финансовых расходов и временных затрат, а про сохраненные нервные клетки вообще не стоит и говорить, так как для любого специалиста по ВЭД – таможенный осмотр или тем более досмотр это всегда большая «головная боль». Чтобы избежать этого – будьте внимательны! Перепроверяйте наличие всех необходимых документов, можно прям по чек-листу (это совет из практики менеджеров по ВЭД компании УВТК), а также перед отправкой документации в таможенные органы еще раз просмотрите каждый документ на наличие всей необходимой информации и достоверность ее, проверяйте каждую дату, каждую цифру, каждую копейку. Поверьте, лучше потратить 10-15 минут на проверку всего пакета, чем попасть на осмотр или досмотр. Особенно если вашего груза много. Особенно если он усиленно упакован. Ведь при досмотре каждую штуку, единицу, килограмм будут вскрывать, взвешивать, проверять. Никто не возместит вам финансы, потраченные при этом.

Что касательно наказания для участника ВЭД, то здесь все остается также, та же статья за недостоверное декларирование (если данные, которые вы заполнили не соответствуют действительности), то есть вас может ждать как уголовное, так и административное наказание. Если же вы просто предоставили не полный пакет документ – таможенные органы просто не выпустят вашу декларацию и не разрешат вывоз или ввоз товара в страну. Придется устранять недочеты, оформлять необходимые документы, снова их прикреплять, вновь создавать и отправлять декларацию.

Кстати, не забывайте, что неполный пакет документов может не устроить не только таможенные органы, но и налоговые, а при экспорте это может означать, что вы не сможете его подтвердить, а соответственно возмещение НДС для вас отложится на неопределенный срок.

Теперь перейдем к пятой, завершающей данную статью ошибке таможенного оформления декларанта – поговорим о неправильной маркировке.

Маркировка — нанесение условных знаков, букв, цифр, графических знаков или надписей на объект с целью его дальнейшей идентификации (узнавания), указания его свойств и характеристик.

Маркировка конкретно товаров отображает различные характеристики и их особенности, место и время их производства, соответствие товаров стандартам качества, различную информацию о производителе, например, его награды или привилегии.

Правила маркировки задаются специальными ГОСТами, например, ГОСТ 19433—88.

В России начиная с 2019 года Правительство очень крепко взялось за контроль маркировки товаров и сделало ее обязательной. Сначала обязательство накладывалось на небольшую группу товаров (табак и шубы), но с каждым годом список все расширяется. К 2024 году единая национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности — от сигарет и лекарств до одежды и детского питания.

Маркировка необходима, чтобы государство могло отслеживать весь цикл передвижения грузов от производителя или импортера до конечного покупателя. В теории предполагается, что так c рынка уйдет контрафактная продукция, перестанут существовать продавцы, которые скрывают свои доходы, а покупатель будет получать только качественную продукцию.

Как опытный декларант вы обязаны перед экспортом груза удостовериться в наличии маркировки и ее корректности. Для этого вам достаточно вживую просто ее просмотреть, либо если отгрузка дистанционная (как, например, работает компания УВТК), попросить поставщика заранее направить фото маркировки для проверки.

Если при досмотре груза или осмотре его таможенный сотрудник обнаружит недостаточность информации на маркировке, недостоверность ее или полное отсутствие маркировки ваш груз задержат и обяжут провести перемаркировку всей партии товара. Опять же, это ваше время, ваши деньги и ваши нервы. Плюсом, не каждый таможенный терминал рассчитан на это, так что могут возникнуть неотложные транспортные и погрузо-разгрузочные расходы.

Дополнительно таможенные органы возбудят дело об административном правонарушении и вас ожидает штраф размером 50 000 рублей. Уголовной ответственности данная ошибка не предусматривает.

Итак, нами были рассмотрены наиболее встречающиеся ошибки таможенного оформления. Как опытные участники ВЭД, которые на рынке экспорта и импорта почти 10 лет, советуем вам создать для себя примерно следующий чек-лист: Вы собираетесь экспортировать или импортировать товар?

1. Проверьте не запрещен ли он к ввозу или вывозу
2. Корректно подберите код ТН ВЭД
3. Правильно рассчитайте таможенную стоимость товара
4. Подготовьте все необходимые документы по данной поставке, перепроверьте всю информацию, содержащуюся в них
5. Проверьте попадает ли данный груз под обязательную маркировку товара, обеспечьте продавца правильной маркировкой со всей необходимой информацией.

Конечно, это далеко не весь перечень ошибок таможенного оформления, которые может совершить декларант. И далеко не весь перечень наказаний. Например, дополнительно может применятся таможенными органами конфискация товара, по их усмотрению. Например, если вы предоставили недостоверные сведения, пытались сокрыть часть партии товаров, нарушили порядок ввоза или вывоза, органы вправе отнять у вас товар на все время разбирательства.

Поэтому будьте осторожны, готовьтесь и несколько раз все перепроверяйте перед окончательной подачей декларации в таможню! Или экспортируйте с нашей компанией, и мы сделаем это все за вас! Наши рабочие цифры: +7 (351) 700-07-88!

Автор — Менеджер по ВЭД, Анастасия Розважаева

Возврат к списку