Торговля. Передвижение товара. Продажа. Покупка. Торг. Деловые отношения. Коммуникации. Транспортировка. Форс-мажоры. Экспортные документы… – все это перечень того, в чем «крутится» любой экспортер и наша компания, конечно, не исключение. Еженедельно, ежедневно, ежечасно сотрудники Уральской Внешнеторговой компании решают ряд возникающих сложных моментов в их сделках. Что-то мы решаем очень быстро, действуя «на опыте» (организация работает более 9 лет, наш экспортный стаж копится и это позволяет нам действовать все быстрее и эффективнее), на что-то уходит чуть больше времени и деловых связей, что-то новое, раннее неизведанное, требует анализа проблемы, рассмотрение выходов из ситуации, мониторинг. Не всегда сделка проходит «как по маслу», бывают подводные камни, которые возникают от ситуации к ситуации и все их очень сложно предусмотреть. Одним из моментов с которым неизбежно сталкивается любой относящийся к торговле сотрудник - это возврат товара по гарантии.
Возврат товара по гарантии — потребитель вправе во время гарантийного срока вернуть купленную вещь, если она оказалась некачественной или не соответствующей описанным характеристикам.
Сроки предъявления претензий по купленному товару устанавливаются условиями договора и ФЗ № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей». Согласно ст.19 Закона, раньше минимальный гарантийный срок, в течение которого покупатель мог отстоять свои права на бесплатный ремонт, составлял 6 месяцев.
Но после принятия ФЗ № 212 от 17.12.1999 г., который вносил поправки в потребительское законодательство, данная норма была упразднена. Сегодня продавец и производитель имеют право самостоятельно решать, каким будет гарантийный срок, либо не устанавливать его вообще.
Если ваша цепочка поставки короткая, то есть в ней есть только 2 звена: поставщик –покупатель, то возврат товара по гарантии осуществляется просто: главное проконтролировать чтобы в договоре между вами была оговорка про гарантийные обязательства и тогда, если товар не функционирует, сломан и т.д. и т.п. покупатель вправе вернуть его поставщику чтобы:
1. Устранить дефекты и получить товар обратно для дальнейшего использования
2. Оставить товар у поставщика и потребовать уплаченные денежные средства обратно на ваш расчетный счет
3. Заменить товар на аналогичный, но исправный.
Как вы будете действовать – зависит от вас и поставщика, но лучше сразу прописать этот момент в договоре, чтобы все было юридически закреплено. Как действовать по возврату товара, если в цепочке появляется посредник (например, компания УВТК) и груз двигался не только по территории России, а продавался в другую страну?
Начнем с того, что наша компания старается максимально минимизировать такие случаи следующим образом:
Во-первых, мы всегда проводим полную проверку поставщика на благонадежность. В обязательном порядке мы смотрим судебные разбирательства, если они были (и где поставщик истец и где ответчик), просматриваем полностью учредительную документацию, анализируем отчёты, читаем отзывы (это кстати самый надежный способ вычислить мошенников – один, два, три отрицательных отзыва о компании могут быть работой конкурентов, но если вы переходя с сайта на сайт находите информацию и отзывы о том, что компания ненадежная, товар не поставляет, «на деньги кидают», товар поставляют, но сломанный и так далее, конечно, не нужно рисковать и работать с такой организацией).
Во-вторых, мы всегда просим поставщика инструкцию по применению обязательно прикладывать с грузом, а покупателей внимательно с ней ознакомиться перед использованием товара. Не редки случаи, когда механизм исправен, но его неправильно «запустили».
В-третьих, мы всегда просим сопроводительную документацию: описание, паспорта, поверки, сертификаты и прочее, подтверждающие что груз исправен и проходил технические проверки.
В-четвертых, есть ряд компаний, с которыми мы давно сотрудничаем, поставляющих различную технику, они предлагают покупателю выезд специалиста по правильному запуску и настройки техники. Конечно, это дополнительные затраты, зато эффект максимальный.
Несмотря на все эти предупредительные меры иногда все же случаются поломки, инциденты и даже у наших давно проверенных поставщиков. Относится к этому нужно с пониманием и главное знать, как оперативно решить проблему.
Если вы хотите закупить товар из России через посредника, но не знаете, как действовать в случае возврата товара расскажем в данной статье на конкретном, недавно произошедшем в нашей компании примере.
7 месяцев назад Уральская Внешнеторговая компания поставила товар Компрессор КСВ-6/500 в количестве 1 шт от российского поставщика в сторону Казахской компании. И с поставщиком, и с покупателем мы работаем уже не первый год, оба проверенные – стабильно закупают и стабильно успешно продают. Но случаи бывают разные и по истечении 7 месяцев покупатель обратился в компанию УВТК с просьбой произвести гарантийный ремонт компрессора:
Добрый день,
настоящим уведомляем о возникшей неисправности в компрессоре № 211, полученном от Вас в феврале 2021 года.
Характер неисправности: давление не качает- сам прибор включается, но не работает.
Уточните пожалуйста порядок отправки на ремонт.
Специалист нашей компании направляет запрос поставщику, получаем следующий ответ:
Проверьте, не сработала ли термозащита мотора.
То есть первоначально все стороны сделки стараются решить проблему дистанционно, без потери времени и дополнительных финансовых затрат. Однако, инженеры покупателя, следуя инструкции от поставщика выдают вердикт: 3 часа компрессор проработал и все.
Покупатель готовит прибор к отправке на гарантийный ремонт (по договору и контракту гарантия на оборудование – 1 год, поэтому все неисправности, возникшие в течение этого срока, поставщик обязуется исправить за свой счет), однако расходы на транспортировку компрессора от покупателя до компании УВТК (до терминала в Челябинске) как посредник несет именно наша организация, ведь поставщик продавал товар нам, а не клиенту из Казахстана напрямую. Мы принимаем груз, оплачиваем логистику, составляем официальное письмо с просьбой произвести гарантийный ремонт, обязательно указываем серийный номер оборудования. Компрессор вместе с письмом направляется к поставщику в г. Москва. Данные транспортировочные расходы несет уже сам поставщик, так как он отвечает за продажу своего оборудования и это входит в его гарантийные обязательства.
Ремонт произведен, через неделю компания УВТК получает информацию о том, что исправленный компрессор вновь отправлен в г. Челябинск. Расходы покрывает поставщик. Мы получаем груз и перенаправляем его в Казахстан, оплачивая пересылку. Груз получен, проверен, покупатель доволен: за ним не осталось никаких дополнительных затрат и он снова может использовать компрессор по назначению.
Так что если вы опасаетесь работать через посреднические организации ввиду работы с «механическим изделиями», по которым может воспроизводится гарантийный ремонт – не нужно! Схема работы проста и прозрачна и ваш товар всегда можно починить и перенаправить, вы не понесете никаких убытков! Главное, конечно, не упустить момент и проверить наличие гарантийных обязательств в договоре, но это ложится уже на наши плечи.
Экспортировать с УВТК – легко! Скорее звоните в наш офис: +7 (351) 700-07-88!
Автор — Менеджер по ВЭД, Анастасия Розважаева