Челябинск+7 (351) 700-07-88
Екатеринбург+7 (343) 216-61-62
Нур-Султан+7 (717) 278-75-43
Москва+7 (495) 122-23-04
Заказать звонок
Написать нам
Визитница экспортера. Полезные контакты. Часть 1.

Визитница экспортера. Полезные контакты. Часть 1.

Сегодняшнюю статью мы посвятим тем лицам, кто играет большую роль в мире экспорта и импорта товаров, покажем, как именно участник ВЭД взаимодействует с ними и какие функции данные лица выполняют. Будем говорить сразу об экспорте товаров вне стран ЕАЭС, так как этот процесс включает большее количество взаимодействующих меду собой лиц и структур.

Итак, у вас планируется, например, экспорт в Узбекистан. Большая партия пиломатериалов, стальных листов и защитных костюмов будет двигаться с территории России (неспроста мы берем специфические группы товаров, чтобы рассмотреть все виды документации, которая может сопровождать груз) до территории Узбекистана.

Итак, если вы экспортируете впервые и взялись делать это самостоятельно, то наверняка задаетесь вопросом к каким структурам нужно обращаться, где брать контакты, какой ориентир цен за услуги вполне приемлемый, а также в какие сроки нужно успеть обратиться к тому или иному «звену».

Начнем с первого звена. Это, конечно, Вы! Ваша роль экспортера может быть изначально ролью производителя, поставщика или посредника.

Производитель - это физическое лицо или зарегистрированная компания, которая производит готовую продукцию из сырья с целью получения прибыли.

Поставщик — это любое юридическое (организация, предприятие, учреждение) или физическое лицо, поставляющее товары или услуги заказчикам.

Посредник - тот, кто осуществляет посредничество между кем-либо, содействует соглашению, сделке между кем-либо.

Иногда в цепочке экспорта могут учавствовать все 3 вида первого звена. Например: Уральская внешнеторговая компания (посредник) экспортирует товар, купленный у поставщика (любая российская торгующая организация). А данная организация изначально купила этот товар у завода-изготовителя (производителя).

Цели у данных звеньев разнятся. Производитель задается целью произвести товар из имеющегося у него сырья и продать. Неважно кому – последующему поставщику либо посреднику, который поставит на экспорт. Некоторые производители экспортируют самостоятельно, соответственно, они могут продать зарубежному покупателю сами, без дополнительных перепродаж.

Поставщик ставит целью закупить уже готовое, хотя может и производить какие-то дополнительные доработки по товару и продает – либо такому же российскому поставщику с целью получить прибыль, либо посреднику, кто поставит за границу. Опять же, поставщик может экспортировать и самостоятельно, если владеет всеми навыками и знает, как это грамотно делать.

Посредник вступает в сделку тогда, когда контрагент в другой стране хочет закупить товар у российского поставщика или производителя, а тот экспортировать отказывается (причины могут быть разными: нежелание дополнительно связываться с налоговыми органами в части возмещения НДС, не владение информацией и навыками о том, как правильно собрать экспортный пакет документов, нежелание взаимодействовать с таможенными органами, заниматься дополнительной сертификацией, обращаться в ФСТЭК и так далее). Тогда посредник покупает товар у поставщика или производителя на себя, осуществляет все экспортные операции, а клиент получает груз в другой стране.

Итак, вот и первые необходимые контакты в вашей телефонной книжке. Кстати, практический совет: если вы – посредник, либо поставщик, который будет экспортировать сам, но покупали не у производителя, а у такого же поставщика (то есть цепочка звеньев многокомпонентная), то советуем все же обзавестись контактами именно изготовителя заранее, это вам может потребоваться для оформления сертификатов. Например – СТ-1. Для него будет необходим документ, который сможет сделать для вас ТОЛЬКО производитель товара.

Следующий полезный контакт – это ваш покупатель.

Покупатель — человек (в т. ч. физическое лицо) или организация (в т. ч. юридическое лицо), осуществляющее оплату деньгами (или иным способом) и являющееся приобретателем товара или услуги.

Разумеется, лучше держать про запас сотовый телефон менеджера, ответственного за сделку на той стороне, а также рабочий номер организации (ведь кадры бывает сменяют друг друга, а вам нужно оставаться «на связи» с компанией в таком случае), и лучше дополнительно сразу иметь номер бухгалтерии. Многие фирмы указывают контакты бухгалтера в контрактах в соответствующем поле о реквизитах сторон. Это очень удобно для поиска.

Итак, с основными лицами в сделке мы определились. Есть те, кто продают, есть те, кто покупает. Остальные звенья возникают в зависимости от вида товара, страны назначения и условий сделки.

Итак, контакты транспортной компании (логиста) – следующие в нашей записной книжке. А также дополнительно если транспортная компания предоставляет телефон водителя, то это большой плюс.

Транспортная компания — промышленное предприятие, основной задачей которого является перевозка людей и/или транспортировка грузов.

Водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.

Логист - специалист, занимающийся контролем и управлением движения товарных запасов, организацией рационального процесса доставки товаров и услуг от поставщика к потребителю. С логистом вы будете большую часть времени на связи. Он предоставит ставку на логистические услуги, а также дополнительные: обрешетку, например, или доставку до таможенных органов в случае назначения досмотра или осмотра и прочие. И. конечно, предоставит эти самые транспортные услуги.

Контакт водителя лучше иметь про запас на форс-мажорный случай. Логист может быть не на связи, в отпуске, на обеде, а какая-то важная информация водителю должна быть передана в экстренном порядке. Попросите логиста предоставить данные водителя, но уточните что звонить будете только в экстренной ситуации и действуйте так. Не забывайте – водитель находится за рулем, а безопасность превыше всего и дергать его по пустякам, а зачастую экспортеры звонят чтобы просто узнать местонахождение груза – неправильно. Кстати, сейчас у транспортных компаний появилась очень удобная система отслеживания. Партнеры, с которыми работает компания УВТК, каждое утро после начала транспортировки груза отправляют нам автоматическое уведомление с местонахождением машины от логиста. А мы передаем сведения покупателю. Очень удобно.

Очень важный момент: даже если вы отгружаете товар на условиях FCA (самовывоз), контакты транспортной компании и водителя лучше также иметь.

Во-первых, при возмещении НДС и проверки пакета документов налоговыми органами они могут запросить у вас экспедиторскую расписку.

Экспедиторская расписка – документ, подтверждающий факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя.

И вам проще запросить ее напрямую у транспортной компании сразу.

А также несмотря на то что вы фактически не ответственны за транспортировку и за нее ответственность взял покупатель, тем не менее как экспортер, на практике, вы все равно ответственны за все. Так что подстрахуйтесь и подготовьте в своей телефонной книжке эти контакты заранее!

Кто еще играет существенную роль при экспортных поставках? К Кому обращаться за теми или иными услугами? Об этом читайте в следующих частях данной статьи. Или звоните в офис компании УВТК: +7 (351) 700-07-88 и мы ответим на Ваши вопросы об экспорте!

Автор — Менеджер по ВЭД, Анастасия Розважаева

Возврат к списку