Любая внешнеторговая сделка – это целый поэтапный процесс. Свое начало он берет от первого взаимодействия будущих партнеров (обычно это переписка, телефонный звонок или деловая встреча). Вскоре - обсуждение условий поставки, этапов оплаты и прочих важных нюансов. Обычно продающая сторона выставляет коммерческое предложение - это предложение о сотрудничестве с описанием товара, услуг, выгод потенциального клиента. И уже следующим очень важным этапом является заключение международного контракта.
На что же стоит обратить внимание? Какие условия обязательно прописывать, а какие не так уж важны? Какие сроки лучше проставлять? На эти и многие другие вопросы касательно международного контракта сделаем обзор в данной статье.
Итак, международный контракт – это (международный коммерческий договор, международный коммерческий контракт, внешнеэкономическая сделка) — сделка (соглашение) между двумя или более сторонами, находящимися в разных странах (являющимися субъектами права разных государств), по купле-продаже или поставке товара, выполнению работ или оказанию услуг или иным видам хозяйственной деятельности в соответствии с согласованными сторонами условиями.
Не зря международный контракт – самый объемный документ из всех необходимых в сделке. Прописать все условия, не упустив ничего, найти подход, который удовлетворит обе стороны, заметить и учесть все форс-мажорные обстоятельства – задача, которую выполняют тысячи и миллионы юристов по всему миру.
Заключение международного контракта может занимать от одного дня до… до бесконечности. И здесь не к чему торопиться, всегда с пониманием относитесь к вашим будущим партнерам, которые просят внести то одни изменения то другие, и пересылают вновь и вновь снова отредактированную версию документа. Это может означать лишь одно – эти люди настроены на работу с вами, они хотят быть уверены, что интересы обеих сторон соблюдены и риски сведены к минимуму.
Разумеется, каждая организация для ускорения этапа заключения сделки имеет под рукой свои шаблонные версии документа. И это правильно. Ведь как бы не менялись контракты от поставки к поставке всё же есть общие моменты, всегда неизменные, и не нужно тратить свое бесценное рабочее время просто дублируя их.
У Уральской Внешнеторговой Компании такие шаблоны тоже есть. Правда, они делятся на 2 вида: поставки на экспорт в пределах ЕАЭС и за таможенную границу ЕАЭС.
Причины очевидны – экспорт в данные категории стран разнится: отличается и сам пакет документов и сроки, установленные на подписание документации и отправку сканов и оригиналов документов и составление контракта, например, в любую Европейскую страну необходимо на двух языках, а к примеру контракт с Казахской компанией вполне можно составить и только на русском. Таких различий много. Обговорим здесь обязательные моменты для ЛЮБОГО внешнеэкономического контракта.
Первое, это «шапка» документа. Сюда входит номер контракта, дата и место его заключения, а также «представление» сторон. Выглядит, к примеру, вот так:
Контракт № 136
г. Челябинск 07 июня 2021 года
Общество с ограниченной ответственностью «УВТК», Российская Федерация, г.
Челябинск, именуемое в дальнейшем «Поставщик», в лице Директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании Устава и НП ЗАО «Инструмент», Молдова, г.Тирасполь, именуемое в дальнейшем «Покупатель», в лице Генерального Директора Трандасир Константина Григорьевича, действующего на основании Устава, совместно именуемые Стороны, заключили настоящий Контракт о нижеследующем:
Нумерация может быть просто порядковая в компании либо некоторые наши контрагенты проставляют нумерацию контракта через дату, а кто-то даже через номенклатуру товара, поставляемого по данному документу. Здесь строгих правил нет – каждая компания работает так, как ей удобно.
Дату заключения проставляйте внимательно. Очень часто в условиях оплаты обозначается: «покупатель обязуется оплатить в течение 3 рабочих дней с момента заключения контракта…». Только вот дату поставщик мог поставить одну, затем переговоры и корректировка контракта длились несколько дней и вот наконец контракт подписан. А 3 дня с той даты давно истекли. И получается, что покупатель не выполнил свои обязательства с срок. Как обойти этот момент? Варианта два: либо проставляйте дату уже после внесения всех корректировок, либо проставляйте дату в шапке документа на начало переговоров, а в самом конце документа, после реквизитов сторон, оставляйте еще место для проставления даты уже непосредственного подписания. Тогда всё будет соблюдено верно.
Место заключения – как правило, это город поставщика, но это на усмотрение сторон. Если деловая встреча по заключению контракта проходила на нейтральной территории, можно обозначить ее в данной графе.
По описанию сторон: обязательно пропишите организационно-правовую форму предприятий (лучше в полной форме), страну (обозначаем, что контракт международный, заключается между резидентами двух разных стран), можно проставить город, хоть и не обязательно. Обозначение сторон – как правило это «Поставщик» или «Продавец» (проследите чтобы по тексту всего документа это наименование не менялось), «Покупатель». В особых случаях иногда еще присутствует отдельно «Плательщик» (если за товар оплачивает 3-я сторона). Корректно прописываем должности – «Директор» и «Генеральный директор» - это разные должности. Основание – чаще всего это Устав, но может быть доверенность, тогда обязательно пропишите номер и дату документа, не забудьте приложить его при обмене Учредительной документацией, чтобы у вашего контрагента не возникло сомнений в праве подписи уполномоченным лицом контракта. ФИО уполномоченных лиц лучше указывать полностью, уточняйте склоняются ли фамилии, если у вас возникают сомнения.
Итак, начало положено и шапка документа готова. Далее структура контракта может быть разной. Все зависит от вида товара, условий поставки, а также уточняются ли дополнительные условия в отдельных спецификациях или стороны решили обозначить все в контракте. В следующих частях данной статьи разберем отдельные пункты международного договора и дадим советы из практики где могут быть «подводные камни» для экспортёров и покупателей.
Оставайтесь с компанией УВТК!
Автор — Менеджер по ВЭД, Анастасия Розважаева