Мировая торговля, в отличии от торговли только внутри своей страны, разумеется, гораздо более интересный процесс и для поставщиков, и для покупателей: это и общение с зарубежными контрагентами и расширение рынков сбыта и повышение узнаваемости своей продукции по всему миру и посещение различных международных выставок и ярмарок. Это целый круговорот экономических процессов, различной документации (которая может разниться от страны к стране), это постоянное повышение уровня компетентности и своих профессиональных навыков (ведь законодательство постоянно меняется – в особенности налоговое имеет тенденцию к постоянным переменам) и участникам ВЭД приходится всегда «быть в курсе», узнавать, понимать, адаптироваться и применять в рекордные сроки.
Но помимо вышеуказанных плюсов, любого участника ВЭД поджидают и подводные камни. В данной статье мы раскроем для наших зарубежных клиентов весьма интересную тему и, что самое главное, всегда актуальную: «Как проверить российского поставщика?».
Уральская внешнеторговая компания на мировом рынке уже более 8 лет. За это время наши менеджеры не раз сами попадались в ловушку «компаний-однодневок», «компаний-мошенников» и «недобросовестных поставщиков». Горький опыт за плечами позволил компании научиться на своих ошибках и сформировать целый алгоритм действий по проверке российского поставщика перед тем как вступить с ним в сделку. С некоторыми секретами и советами мы готовы поделиться в данной статье.
Итак, в компанию УВТК поступает запрос от иностранного контрагента на закуп какой-либо продукции от российского поставщика. Нужно заметить, что наша география огромна: несмотря на то, что наш офис находится в г. Челябинске и весь квалифицированный персонал УВТК находится там, наши клиенты территориально «разбросаны» по всему миру. Поэтому, когда к нам приходит вопрос от клиента формата «Вот вы же в Челябинске находитесь, а вот поставщик, которого я выбрал, он в Москве…Екатеринбурге…Якутии…Краснодаре…Сахалине…Как вы будете оформлять поставку? Спешим уведомить, что расстояние для нас – не проблема! С любой точки в России мы сможем поставить груз в любую точку мира. И оформление документации, и предоставление ее к назначенному месту по отгрузке, сможем обеспечить.
Итак, иностранный контрагент хочет закупить российский товар, но поставщик для него – лицо новое, а находясь в другой стране очень сложно провести все мероприятия по проверке. Затруднительно дозвониться и до российских налоговых органов, с целью узнать надежен ли поставщик? «Чистый» ли он? Сдает ли документацию? Делает это в сроки? Прибыльна ли организация? А может есть суды, и много? Официальные запросы тоже, как правило, остаются без ответа… Когда в компанию УВТК приходит заявка от зарубежного контрагента и поставщик определен, мы в первую очередь проверяем продавца. Ответственность за получение груза покупателем ложится на экспортера, не на поставщика. Соответственно, перед тем как начать какие-либо переговоры и рабочие отношения, экспортер должен удостовериться, что выбранный поставщик – реален, надежен и отгрузка после перечисления денежный средств на расчетный счет продавца действительно состоится.
Проверка происходит в 2 этапа: первую (начальную) проверку в компании производит ответственный за отгрузку менеджер. Второй этап (более тщательный) проводит специальный сотрудник нашей компании.
Первый этап - сбор информации по контрагенту-поставщику и последующий анализ собранной информации. Именно на первом этапе оцениваются благонадежность поставщика и риск возможных претензии со стороны ИФНС, принимается решение о дальнейшей работе с контрагентом.
Второй этап - подготовка дополнительной информации, которая подтверждает проведение нами мероприятий по должной осмотрительности при выборе контрагента-поставщика.
Ответственный менеджер выполняет следующее:
После этого ответственный менеджер передает всю собранную информацию специальному сотруднику. Тот приступает ко второму этапу проверки. В ходе проведения мероприятий по поставщику формируется досье. Вся информация, которая может быть сохранена в электронном виде, хранится в электронном виде, вся бумажная информация собирается в отдельный файл - досье по поставщику и хранится в компании.
Основные этапы:
Данный алгоритм наработан и составлен в течение многих лет. В настоящее время наши специально обученные сотрудники очень оперативно определяют компании-однодневки. И дело не только в сборе документации, мы также анализируем поведение поставщика, чем он аргументирует свои отказы, как себя ведет, как быстро отвечает. То есть это не только «бумажная работа», но и психологический аспект.
Спросите себя, готовы ли вы потратить так много времени на тщательную проверку поставщика и всё же взять на себя риски за будущую отгрузку? Мы будем рады помочь вам с проверкой ваших потенциальных российский партнеров и возьмем все прочие «экспортные риски» на себя. Скорее звоните: +7 (351) 700-07-88!
Автор — Менеджер по ВЭД, Анастасия Розважаева