Перед каждым участником ВЭД рано или поздно неизбежно встает вопрос: проще экспортировать в страны Таможенного Союза (сюда входят наши страны-«друзья» по торговле: Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия) или все же поставлять грузы что называется «за рубеж»?
Итак, казалось бы, ответ очевиден – товарооборот России со странами, входящими в ЕАЭС, зашкаливает, значит, экспортировать в эти страны гораздо проще. Конечно, в первую очередь это связано с отсутствием «осложняющих барьеров», выделим среди них следующие:
Во-первых, у стран наших схож менталитет, ведь вся «пятерка» - это выходцы из Советского Союза – когда-то единого целого, очень сильного государства. Мы понимаем друг друга, нам легко установить деловые отношения, легко пойти на контакт, легко в общении. И это нахождение на «одной волне» помогает выстраивать долгосрочные рабочие партнерские связи.
Во-вторых, отсутствие языкового барьера. Казалось бы, в наше время смартфонов, гаджетов и прочей высокотехнологичной техники, когда у каждого на телефоне есть приложение-переводчик – это не должно быть препятствием. Однако, согласно статистики, эта причина – одна из основных, почему российские поставщики бояться выходить на зарубежные рынки. Ведь казахи, армяне, киргизы и белорусы говорят на русском языке, соответственно, выстраивать торговлю с ними гораздо проще.
В-третьих, близкая территориальная расположенность стран относительно друг друга. Не секрет ни для одного участника ВЭД – логистика накладывает заметный, весомый отпечаток на стоимость товара. Чем дальше везешь – тем дороже будет стоить – тем менее будет востребовано. Закон спроса и предложения здесь накладывается очевидно. Страны ЕАЭС хоть и не граничат все друг с другом, территориально очень близки, что позволяет экономить на транспорте. К тому же сильно развитая к настоящему времени логистическая инфраструктура и большой выбор транспортных компаний на рынке позволяет при тщательном поиске находить невероятно низкие ставки, повышающие стоимость груза совсем несущественно.
В-четвертых, некая «открытость и доступность рынка». Если к российскому поставщику «постучится» за товаром клиент, например, с Запада – очень сложно будет нашему юридическому лицу проверить – кто этот клиент, насколько он «реален», насколько он платёжеспособен (если речь идет не о поставках со 100% предоплатой) и так далее. Рынок ЕАЭС – с каждым годом становится все прозрачнее, он похож на пространство где «все друг друга знают». Рекомендации уже проверенных партнеров – самый надежный источник и на этом рынке он очень популярен и действительно дает надежные корни.
В-пятых, и, наверное, это самый существенный для участников ВЭД пункт – если ты экспортируешь в ЕАЭС – на твоем пути не встанет таможня. Действительно, ФТС в наше время имеет огромные полномочия, может принимать радикальные меры, накладывать огромные административные штрафы и даже привлекать юридические лица к уголовной ответственности. Чтобы этого избежать – как правило, за плечами должен быть уже опыт работы с таможней, а такой опыт зачастую набивается «ошибками», за которые участникам ВЭД приходится немало платить. Любому поставщику проще избежать этих проблем просто поставляя товар в страны ЕАЭС, где между странами границы – условные и никакого контроля со стороны таможенных органов не существует.
А теперь посмотрим на ситуацию с другого ракурса. Уральская внешнеторговая компания экспортирует товары из России и в страны ЕАЭС и за рубеж уже более 8 лет. На нашем счету тысячи и тысячи сделок, отгрузок товаров от множества поставщиков в адрес многих клиентов по всему миру. Наши специалисты знают: экспорт в страны Таможенного Союза также сопряжен с определенными рисками.
Когда участник ВЭД подготавливает сделку за рубеж – он оформляет ГТД (грузовую таможенную декларацию) (только если речь не идет об условиях поставки EXW – но в наше время они крайне редки), так вот предоставление этой самой ГТД в налоговые органы – это и есть подтверждение экспорта, подтверждение 0% ставки НДС, а, соответственно, возможность получения этого самого НДС из государственного бюджета (а для большинства экспортеров, как мы понимаем, это и есть основная прибыль). То есть при данных поставках экспортер сам ответственен за то, чтобы пакет экспортных документов был сделан корректно, грузовая таможенная декларация имела место быть, все подано в налоговые органы в необходимые сроки и это позволяет ему в гораздо большей мере контролировать процесс поставки и получение будущей прибыли из бюджета.
Какие риски несет экспортер в страны ТС? При перемещении грузов нет таможенных постов. Контроль экспорта и импорта, конечно, осуществляется, но только налоговыми органами. Грузовая таможенная декларация не составляется. Вместо нее подтверждением экспорта и подтверждением 0% ставки НДС является Заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов, которые обязан экспортеру предоставить покупатель. Вот здесь у российского участника ВЭД и возникает риск – ведь клиент должен оплатить в бюджет своего государства налог, а российское лицо в течение 180 дней подтвердить нулевую ставку. Если этого не произошло – налоговая вправе оставить экспортера без возмещения. То есть работа по сделке может быть вся проделана: оплата получена (зависит от условий оплаты), документы подготовлены, груз экспортирован, а возмещения может не произойти – ведь вторая половина дела за зарубежным контрагентом. Готовы ли участники ВЭД так рисковать своей маржой? Им приходится. Не присланное вовремя клиентом уведомление и заявление и вот для экспортера начинается «сезон активной работы» - налоговые органы, к которым относится клиент нужно найти, на связь с ними выйти, уведомить, а дальше…? Ждать. Одновременно пытаясь с клиентом выйти на связь, забрасывая вопросами о причине неуплаты налогов…
Уральская внешнеторговая компания с удовольствием поможет вам экспортировать грузы в любые страны – и участницы ЕАЭС и за рубеж. У нас колоссальный опыт поставок в страны «пятерки» - каждый день наши специалисты выполняют ряд отгрузок различных товаров. Что касается экспорта за рубеж – у нас за плечами поставки и в страны Европы и Азии, на Запад и даже в Африканские государства. С нами ваш груз под надежным контролем, а главное – никаких рисков для Вас!
Скорее звоните: +7 (351) 700-07-88
Автор — Менеджер по ВЭД, Анастасия Розважаева