Маркировка товаров: текущее состояние и перспективы развития
1 сентября 2020
Основы для внедрения маркировки товаров Правительство начало формировать еще в 2016 году. Акцент был сделан на создании цифровой и регуляторной среды. Сейчас данная работа в целом завершена, принята необходимая нормативная база, функционирует информационная платформа, определён единый оператор системы маркировки.
В качестве модели осуществления проекта избран формат государственно-частного партнёрства без привлечения бюджетных средств. Созданная инфраструктура позволяет ритмично расширять номенклатуру маркируемой продукции.
Сейчас проект уже охватывает 12 товарных групп. Число эмитированных кодов приближается к 20 миллиардам. Всего в системе зарегистрировано 270 тысяч компаний.
Это ведёт к повышению прозрачности рынка. До введения маркировки точное число реальных производителей и импортёров, деятельность которых не лицензируется, назвать было достаточно сложно.

Сегодня в обязательном режиме маркируются меховые изделия, табачная продукция, обувь и лекарства. До конца этого года вступит в силу требование по фототоварам, шинам и парфюмерии, а с января следующего года маркировка станет необходима для товаров легпрома и молочной продукции.
Мы уже видим на сегодняшний день ощутимый экономический и социальный эффект от реализации проекта. В частности, по лекарствам Правительству совместно с Росздравнадзором удалось выявить работу так называемых чёрных фармацевтов, которые в Москве торговали льготными препаратами для терапии ВИЧ и онкозаболеваний, предназначенными для пациентов других регионов.
Согласно статистике по табаку после внедрения маркировки на рынке вдруг появились сразу 10 новых производителей, а это более 30 процентов от их общего числа. И вряд ли это можно объяснить неожиданным инвестиционным бумом. Очевидно, что введение маркировки просто повлекло за собой выход из тени отдельных компаний. В результате доля нелегальной продукции на табачном рынке за год снизилась с 15,5 процента до 10,5, а поступление в бюджет акцизных сборов за семь месяцев увеличилось на 54 миллиарда рублей.
Маркировка позволила увидеть глубину внутреннего рынка обуви. Первоначально эксперты оценивали его объём в 400 миллионов пар. Потребность в нанесении кодов обязала продавцов легализовываться, в итоге с начала года в оборот введено уже более миллиарда 300 миллионов пар обуви, а это, как и по табаку, дополнительные налоги, которые раньше в бюджет не поступали.

Очевидны эффекты и для потребителей: это и надёжность, и гарантия подлинности, и полнота информирования. Сегодня граждане через специальное бесплатное приложение на телефоне могут, не отходя от кассы, отсканировать коды и получить все данные по товару на полке, а при нарушении – сразу же подать жалобу. На данный момент такой опцией общественного контроля воспользовались уже один миллион 200 тысяч человек.
Реализовывая проект, Правительство пристально отслеживает также влияние маркировки на стоимость и доступность продукции: оно существенно ниже инфляции, а по молоку не ожидается роста более 1,8 процента на единицу продукции.
Новый подход к отслеживанию нелегальных товаров повысил эффективность работы контрольно-надзорных органов. Цифровая среда позволит наладить непрерывный обмен информацией и реагировать в ответ на нарушения практически в режиме реального времени.
В части дальнейшего развития системы маркировки можно выделить следующие моменты:
Первое касается оборудования для нанесения кодов. Преследуется цель максимально локализовать его производство внутри страны. Для этого с бизнесом ведётся постоянная работу по потребностям, которые оперативно транслируются предприятиям промышленности.

Второе – очень важно сформировать единый наднациональный контур маркировки товаров в рамках Евразийского экономического союза. В прошлом году в ЕАЭС вступило в силу соответствующее соглашение. Принято решение по пяти товарным группам – это обувь, фото, парфюмерия, шины и легпром, которые будут маркироваться на территории Таможенного союза. Армения, Беларусь и Казахстан сегодня разрабатывают свои системы прослеживаемости при нашей экспертной поддержке.
Что касается Киргизии, то здесь Россия сама создаст для партнёров цифровую платформу, и средства на это будут выделены из федерального бюджета. Работа по формированию аналогичной системы ведётся также в Узбекистане. То есть посредством проекта идёт развитие, по сути, экспорта российских ИТ-технологий в страны Евразийского экономического союза и СНГ.
В целом можно сказать, что наша маркировка не имеет на сегодняшний день аналогов в мире по своему охвату. И далее планируется последовательно расширять спектр маркируемой продукции. В частности, с 1 апреля этого года по инициативе Совета Федерации запущен эксперимент по маркировке новой товарной группы – это питьевая упакованная вода. Предварительно с 1 марта 2021 года данная продукция включится в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке.
Из пока не затронутых экспериментами позиций предварительно планируется зайти с маркировкой в сегмент алкоголя, чтобы защитить нашего потребителя. Это важно, поскольку данная сфера особенно подвержена контрафакту и фальсификату. В планах начать с пива и дальше масштабировать проект на другие алкогольные напитки.
Автор — Менеджер по ВЭД, Анастасия Розважаева