Челябинск+7 (351) 700-07-88
Екатеринбург+7 (343) 216-61-62
Нур-Султан+7 (717) 278-75-43
Москва+7 (495) 122-23-04
Заказать звонок
Написать нам
СМР. Тонкости оформления при экспорте.

СМР. Тонкости оформления при экспорте.

А теперь поговорим о втором очень важном и обязательном отгрузочном документе при экспортных поставках – СМР.

СМР (CMR) – это документ, отражающий основные сведения, касающиеся перемещения товара через границу. Говоря простым языком СМР – это товаро-транспортная накладная только при международных поставках. Кстати, очень часто именно из-за заполнения СМР многие зарубежные контрагенты обращаются к нам в компанию с просьбой сопровождать сделку. Не редкий случай: поставщик, никогда не работающий прежде на экспорт, утверждает, что сможет сделать УПД (универсальный передаточный документ), поставив там ставку 0% как необходимо контрагенту и возместить потом из бюджета (или поставить «псевдо-ноль» и ничего не возмещать, ведь прибыль свою итак уже получил), а вот как возникает вопрос об оформлении СМР – здесь его поджидает «тупик». Ведь данный документ содержит намного больше граф чем всем привычная товаро-транспортная накладная и имеет свои нюансы заполнения. А при неправильном оформлении налоговые органы конечно же выпишут штраф на приличную сумму.

Итак, на что же нужно обратить внимание при заполнении СМР? В данной статье помимо характеристики граф и описания заполнения обозначим какие графы обязательны, а какие нет. На практике точно знаем – не все в СМР обязательно фиксировать, а времени для участника ВЭД это экономит много.

Начнем с графы без номера – правая верхняя сторона документа. Здесь экспортер вручную вводит № СМР. Нумерацию все компании выбирают разную. Очень часто при экспортных поставках выбранная транспортная компания просит дать какой-либо конкретный номер, соответствующий их внутренней документации. Экспортер вправе отказаться и присвоить свой, либо воспользоваться их порядком. В нашей компании для упрощения системы ведения бухгалтерии мы присваиваем номер СМР такой же, как и номер универсального передаточного документа в отгрузке. Визуально так воспринимать документооборот намного легче, выглядит это, к примеру, так: УПД №060502 от 6 мая 2021 года, СМР №060502 от 6 мая 2021 года.

Так поставки не путаются между собой и всегда легко найти соответствующую УПД соответствующему СМР. Многие ведут нумерацию просто по порядку, но тут есть свой нюанс: менеджер может сделать документы «наперед», а поставка так и не состоится и в общей нумерации возникнут «пробелы».

После номера СМР заполняем графы «Отправитель» и «Получатель». Здесь все просто: наименование (организационно-правовую форму можно указывать сокращенно, дабы не занимать места в графе) фирмы продавца и покупателя, полный адрес (не забываем индекс и страну) и ИНН (БИН). Данные графы соответствуют наименованиям в УПД. Графы ниже – «Место разгрузки» и «Место и дата погрузки груза». Проставляем город, и обязательно снова страну в обеих графах. В графе № 4 также указываем дату. Это день, когда груз принят транспортной компанией или водителем к перевозке. В графе № 3 дату проставить не можем, т.к. не знаем сколько груз пробудет в пути. Дата прибытия проставляется уже в графе №24 непосредственно покупателем при получении.

Графа №5 – «Прилагаемые документы». Здесь прописываем экспортную документацию, но не обязательно обозначать полный комплект документов. Необходимыми являются № УПД и дата, а также № контракта и его дата. По желанию можно указать: спецификацию, инвойс, упаковочный лист, № грузовой таможенной декларации. Но это занимает время и увеличивает объем документа (может не вместится на одну страницу).

Графы № 6-9. Заполняются полностью обязательно если экспорт за пределы ЕАЭС. То есть проставляются знаки и номера, количество мест, род упаковки и наименование груза, например:

1. 2 места коробки ворота футбольные

Информация должна обязательно совпадать с данными в упаковочном листе!

Если экспорт в страны ЕАЭС, то тут нет таких жестких требований, на практике мы выяснили, что достаточно лишь наименования груза. И даже наименование можно ставить сокращенное. Если же в УПД груз называется со всеми марками, ГОСТами, размерами и т.д., то в СМР можно проставить краткое наименование, например:

В УПД: «сетка для футбольных ворот 7,5х2,5х1х2 м 100х100 мм безузловая 2,8 мм, белый/зелёный»

В СМР: «сетка для футбольных ворот».

Обязательная к заполнению графа при любых поставках – код ТН ВЭД. Здесь ставим десятизначный код, который совпадает с кодом в УПД и грузовой таможенной декларации.

Графы № 11 и 12 – вес и объем заполняются при поставках вне ЕАЭС. В числовом формате проставляем значения нашего груза. При экспорте в ЕАЭС допустимо оставить эти графы пустыми, однако иногда транспортные компании, принимающие груз к перевозке, настаивают на заполнении.

В графе № 13 заполняем только стоимость груза, полную, обязательно с указанием валюты, например:

«1 090 000,00 российских рублей» или «490,12 евро»

Графу № 14 оставляем пустой.

Графа №15 «Условия оплаты». Как правило, у обозначения «франко» проставлен «Инкотермс – 2010» автоматически. Но некоторые компании уже перешли на новый Инкотермс и проставляют его. Соответственно, проставляем «Инкотермс – 2020».

Графа №16. Здесь либо вручную экспортёр прописывает название транспортной компании, либо она сама проставляет штамп своей печати. Графа не заполняется, если груз к перевозке принимает не транспортная компания, а частный водитель. Он будет расписываться в соответствующей графе, об этом ниже.

Графы № 17,18,19, 20 – как правило, пустые. Но бывают частные случаи заполнения.

Графа №21 заполняется. Здесь проставляем название города. Экспортеры-посредники (такие как компания УВТК) могут здесь прописать как город отгрузки, так и город, который является юридическим местонахождением их офиса. Ведь графа называется «составлена в». Соответственно, составить СМР можно и в городе отгрузки и находясь в офисе, отправляя документы электронно из любого города. Это не будет считаться ошибкой. Ячейка «Дата» - проставляем дату СМР (совпадает с датой УПД).

Графы № 22-24 заполняются соответствующими подписями и печатями уполномоченных лиц. Представитель экспортера, водитель и представитель покупателя проставляют свои обозначения. Экспортёр в момент отгрузки, водитель при приемке груза и его перевозке, а покупатель при получении товара. Кстати, время необязательно к заполнению.

Графа №25 и 26 – гос номера автомобиля и прицепа (если есть), а также их наименования, например:

«У500КР777 Hyundai Porter» – только автомобиль

«50A940OA 507190AA / DAF KRONE» – автомобиль с прицепом.

Графы № 27,28 и 29 – зачастую, пустые.

Вот так заполняется транспортный международный документ. Конечно, это общие рекомендации. Всегда заполнение зависит от множества факторов и в первую очередь от характера груза. Главное, помнить – данные вносимые в пакет документов должны совпадать. Информация в упаковочном листе отражать данные из СМР, СМР из УПД, УПД из счета, счет из инвойса, инвойс из контракта и т.д. Внимательно проверяйте документацию и налоговые проверки вам не страшны, а лучше обращайтесь в компанию

УВТК и мы возьмем все заботы о вашем грузе на себя!

Автор — Менеджер по ВЭД, Анастасия Розважаева

Возврат к списку